Николай Михайлович (8.05.1872, с. Павловское Ардатовского у. Нижегородской губ.- 13.05.1934, Горький (совр. Н. Новгород)), прот., богослов. Род. в семье священника. Окончил Лысковское ДУ (1886), затем Нижегородскую ДС (1892). В 1892-1896 гг. учился в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. 31 марта 1900 г. защитил в МДА магист. дис. «Теизм и пантеизм», в следующем году отмеченную Макария (Булгакова) премией. В 1897-1909 гг. преподавал логику, психологию, историю философии в Нижегородской ДС и Закон Божий, географию, рус. язык, дидактику в жен. епархиальном уч-ще; в 1906-1909 гг. являлся также главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». 14 сент. 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909-1913 гг. законоучитель в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине, в 1913-1918 гг. проф. богословия Киевского имп. ун-та св. Владимира, настоятель университетской церкви. 15 окт. 1917 г. Советом МДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «Философия религии» (1915). Участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1925 гг. служил священником в с. Вел. Круча Пирятинского у. Полтавской губ., затем в киевской Покровской ц. на Приорке. В 1925-1934 гг. являлся настоятелем нижегородской ц. Всемилостивейшего Спаса, на к-рой 6 сент. 1998 г. по благословению Нижегородского митр. Николая (Кутепова) установлена в честь Б. памятная доска. Сын Б.- акад. Н. Н. Боголюбов (1909-1992), основатель рус. научных школ по нелинейной математике и теоретической физике, с 1965 г. директор Объединенного ин-та ядерных исследований в Дубне.
Главными темами научных трудов Б. являются богословские и философские аспекты религии. В магистерской диссертации богослов исследовал системы пантеизма - «главного врага христианского богословия» - и теизма. Б. выделил основные виды пантеизма: субстанциальный (элеаты, Б. Спиноза, Ф. В. Й. Шеллинг, Э. Гартман и др.) и органический (Аристотель, Дж. Бруно, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др.). По мнению богослова, пантеистическая вера в Бога как в безличное бытие подрывает человеческое познание. Последующие работы Б. преимущественно были посвящены изучению философских аспектов религии. Свои выводы ученый изложил в труде «Философия религии». Б. сформулировал определение религии, основными признаками к-рой он считал мистическое переживание, культ, социальную значимость, теоретическое учение. Б. разделил все религии на 2 группы: супранатуралистические (христианство, иудаизм, ислам) и натуралистические (все остальные). В 1-м т. исследования ученый попытался изложить историю натуралистических религий - от магических и мифологических форм к усложнению религ. сознания, выразившемуся в анимизме, политеизме, дуализме (зороастризме), пантеизме, и довел изложение до упадка греко-римской религии, т. е. до времени перед приходом в мир Спасителя. 2-й т., к-рый должен был содержать анализ монотеистических религий, остался ненаписанным.