(греч. θεῖον, θεότης, θειότης, δαιμόνιον), слово, используемое для наименования Бога, богов и вообще высших существ. В масоретском тексте, в Септуагинте и в слав. переводе Свящ. Писания ВЗ отсутствует, однако в Синодальном переводе того же текста употребляется в 3 Цар. 11. 5, 33, где используется для наименования Астарты - «божества Сидонского» (ср. древнеевр , - «Астарте, богине сидонян»; древнегреч. τῇ ̓Αστάρτη βδελύγματι Σιδωνίων - «Астарте, мерзости сидонян»), в 4 Цар 1. 2, 3, 16 используется для наименования идола филистимского г. Аккарон («божество Аккаронское» - , ) и в Книге пророка Даниила (11. 36-37), где говорится о царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества» (в древнеевр. и древнегреч.: «выше всякого бога» - , ; ἐπὶ πάντα θεόν).
Слово «Божество» появляется в Свящ. Писании НЗ и относится: 1) к истинному Богу: θεῖον - в кн. Деяния св. апостолов (17. 29) («... мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню...»); θειότης - в Послании к Римлянам (1. 20) («...невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...»); θεότης - в Послании к Колоссянам (2. 9) («... в Нем (во Христе.- М. И.) обитает вся полнота Божества телесно...»); 2) к языческим богам: δαιμονίων - в кн. Деяния св. апостолов 17. 18), где повествуется о том, как нек-рые из эпикурейских и стоических философов отнеслись к проповеди ап. Павла («кажется, он проповедует о чужих божествах»).
В античной классической лит-ре, повествующей о языческих богах или о неком божестве, чаще всего встречается слово θεῖον. Им же по преимуществу пользуются ранние отцы и учители Церкви (сщмч. Иустин Философ, Климент Александрийский). Слово θεότης входит в широкое употребление со времени отцов каппадокийцев и, как правило, используется тогда, когда речь идет об истинном Боге. С таким же значением употребляется и слово θειότης, однако в патристической лит-ре оно встречается гораздо реже. Пытаясь определить этимологию слова θεότης, свт. Григорий Нисский делает предположение, согласно к-рому само слово «божество» произошло от слова «зрение» (ἐκ τῆς θέας - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei), что предполагает «наделение Бога в первую очередь зрительной, созерцательной способностью» (Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977. С. 84-85).
Слово «Божество» в правосл. терминологии имеет неск. значений: 1. Употребляется как синоним слова «Бог» («Божество является одним из имен Божиих» - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei).
2. Именует природу Триипостасного Бога. «В Троице,- пишет свт. Афанасий Великий,- существует вечное и единое Божество» (Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 18), а свт. Василий Великий, богословствуя о каждом Лице Св. Троицы, подчеркивает, «что Божество в Каждом (Лице.- М. И.) - Одно» (Basil. Magn. Adv. Eunom. 3). Признание «Одного Божества» для свт. Григория Богослова служит аргументом в пользу того, что «для нас Бог - Один» (Greg. Nazianz. Or. 31. 14).
3. Используется для обозначения Божественного достоинства Каждой Ипостаси («Божество Отца», «Божество Сына», «Божество Святого Духа»). Так, напр., свт. Афанасий Великий, размышляя о Сыне как образе Отца, пишет: «Видевший Сына, видел Отца, потому что в Сыне созерцается Божество Отца» (Athanas. Alex. Or. contr. arian. III 5).
4. Употребляется применительно к Иисусу Христу как Воплотившемуся Богу Слову, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9). «Признак Божества» Его, замечает свт. Афанасий, можно видеть не только во множестве совершенных Им чудес, но и в том, что, «приходя к нам (Он.- М. И.), создает Себе тело от Девы» (Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 18). Христос Сам, по замечанию Оригена, «указывает на присущее в Нем Божество в словах: Я есмь путь и истина и жизнь» (Orig. Contra Cels. I 66).
5. Именует Божественные нетварные энергии. Косвенное свидетельство об этом встречается в Послании ап. Павла к Римлянам (1. 20), где апостол, обличая язычников в почитании идолов, указывает, что «невидимое Его (т. е. Бога.- М. И.), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы». Утверждая, что «существует единая энергия Отца, Сына и Святого Духа», свт. Василий Великий отмечает при этом: «Божество является именем (этой.- М. И.) энергии» (Basil. Magn. Ep. 189). В паламитскую эпоху, когда вопрос о Божественных энергиях приобрел особую актуальность, слово «Божество» тем не менее использовалось не только применительно к ним. Свт. Григорий Палама отмечает: «Когда мы называем единое Божество, мы называем все, что есть Бог,- и сущность, и энергию» (Greg. Pal. Capita. 114), тем самым именуя «Божеством» не только энергии (как он это часто делает), но и Самого Бога. Собор 1352 г. включил в чинопоследование, совершаемое в Неделю Православия, анафематствование тех, кто утверждает, что имя Божества относится только к сущности Бога, а не и к Его энергиям, при этом признавая, что «существо Отца, Сына и Святого Духа» может быть названо «Божеством» (цит. по: Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. Афон. СПб., 1892. Ч. III. Прилож. к отд. 2. С. 782). Афонские монахи именуют «Божеством» нетварные энергии, в чем отцы Собора 1347 г. усматривают их верность св. Православию (Там же. С. 728). Особое внимание обращает на себя одно из постановлений Собора 1351 г., где сказано: «Не естество, но зрительную энергию представляет именование «Божества»» (PG. 151. Col. 730 ВС). Текст постановления, казалось бы, не признает за Божественным естеством того именования, какое он усваивает нетварной энергии. Однако это не так. Своеобразие утверждения объясняется тем, что оно содержится в рассуждениях отцов Собора об абсолютной непознаваемости сущности Божией. «Божественное естество,- утверждают они,- пребывает необозначенным, каково оно есть, во всех придумываемых именах» (Там же). Поэтому любое «придумываемое» имя, в т. ч. и «Божество», хотя и может быть употребляемо, однако не открывает Божественного естества, т. е. не делает его, по выражению отцов Собора, «обозначенным». Что же касается энергий, то они «раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне Ее неприступной сущности» (Лосский В. Мистическое богословие. С. 58), что позволяет отцам Собора в рассуждениях о них применять катафатический метод богословствования, именуя их при этом Божеством.