Иосиф Васильевич (1821, с. Стрелец Елецкого у. Орловской губ.- 27.12.1881, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.), прот., общественный и церковный деятель, публицист. Из семьи священника. Окончил Орловскую ДС (1841), затем СПбДА (1845) со степенью магистра богословия за дис. «Историческое исследование учения Римской Церкви о непогрешимости папы в делах веры». Оставлен при академии для подготовки к преподавательской деятельности, но 16 апр. 1846 г. был назначен в Париж 2-м священником посольского Петропавловского храма, через 3 года утвержден настоятелем. Создал при храме школу для рус. детей, церковную б-ку, для нуждающихся организовал социальную помощь. Будучи единственным офиц. лицом из русских, оставшимся в Париже во время Крымской войны (1853-1856), В. оказывал помощь рус. военнопленным, интернированным во Францию, снабжал их деньгами и вещами, к-рые собирал среди рус. парижан. Добился аудиенции у имп. Наполеона III, перед к-рым ходатайствовал о льготах для военнопленных. Др. важным направлением служения В. стало обращение в Православие неск. западноевроп. деятелей - протестанта Ф. Овербека и аббата В. Гетте (свящ. Владимир).
В 1857 г. В. поднял вопрос о возведении нового правосл. храма в Париже, благодаря усилиям священника с этой целью было собрано более 200 тыс. р. (из них 50 тыс. р. пожертвовал имп. Александр II). 19 февр. 1859 г. состоялась торжественная закладка 3-престольной ц. во имя Сошествия Св. Духа с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца (см. Александра Невского собор в Париже). 30 авг. 1861 г. освящение храма совершил еп. Ревельский, вик. С.-Петербургской епархии Леонтий (Лебединский) в сослужении 10 священников и 3 диаконов, на освящении присутствовали католич. епископы.
В 1858 г. В. вместе с Гетте и С. П. Сушковым учредили журн. «L'Union сhrétiènne» (Христианское единение; издавалась до 1867), задачей к-рой было ознакомить европейцев с правосл. вероучением и положением правосл. Церкви в Российской империи. Среди публикаций издания наиболее широкий резонанс имели письма В. к Нантскому католич. еп. А. Жакме, в к-рых рус. священник опровергал мнение католич. епископа о том, что РПЦ находится в полной зависимости от императора. Полемика на ту же тему была продолжена в открытой переписке В. с кард. Л. Ж. М. де Бональдом, архиеп. Лионским. Ряд материалов из «L'Union сhrétiènne» (в частности, письма В.) был опубликован на рус. языке в правосл. журналах. В. перевел на франц. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова), «Введение в догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова), чин венчания, молитвы, в 1859 г. помог изданию на франц. язык правосл. богослужебного Евангелия с месяцесловом.
Своей деятельностью В. возбудил на Западе живое внимание к Русской Церкви и положил начало сближению с Православием со стороны старокатоликов и представителей Англиканской Церкви. Поддерживая это стремление, В. отрицал возможность объединения всех христ. исповеданий в одну «отвлеченную» Церковь, как это предлагал франц. историк Ф. Гизо. В 1865 г. рус. священник побывал в Кембридже и Оксфорде (Англия), где обсуждал возможность сближения Англиканской Церкви с правосл. В. занимался также старокатолич. вопросом, присутствовал на конгрессе старокатоликов в Констанце. Вместе с неск. англикан. священниками В. и Гетте учредили в Париже Вселенское об-во для соединения всех христиан. Это начинание было поддержано Московским митр. Филаретом, что позволило открыть в Москве филиал об-ва.
В 1867 г. В. вернулся в Россию и был назначен председателем новоучрежденного Учебного комитета при Синоде. В. тесно сотрудничал с обер-прокурором Синода Д. А. Толстым, хотя отрицательно относился к нек-рым инициированным обер-прокурором церковным реформам. В. считал необходимым преобразование системы духовного образования, участвовал в выработке устава духовных академий (утвержден 30 мая 1869; см. Уставы духовных школ). При В. был разработан устав жен. епархиальных уч-щ, в 1873 г. он сумел добиться отсрочки на 7 лет принятия указа, ограничивавшего право выпускников ДС поступать в ун-ты.
В. покровительствовал ж. «Церковно-общественный вестник», изданию либерального направления, в к-ром нередко печатались статьи с критикой рус. духовенства, особенно монашествующих. Создал в 1873 г. петербургский отдел Общества любителей духовного просвещения, первостепенной задачей к-рого, по мнению учредителя, была «внутренняя миссия». Поскольку в Об-ве не было единства, В. вскоре вышел из него, через нек-рое время петербургский отдел распался. С дек. 1878 г. по февр. 1880 г. В. лечился за границей. В 1881 г. он был избран председателем петербургского Об-ва религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Погребен на Никольском кладбище при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге.
В. является автором большого числа статей по актуальным вопросам церковной жизни, в т. ч. по межхрист. связям. Выявление его сочинений затрудняется тем, что значительная их часть подписана псевдонимами: J. W., Аб-Юсуф, Королёв и др.- или не имеет подписи. После смерти В. его соиздатели по газ. «L'Union сhrétiènne» заявили о своем авторстве большинства опубликованных в газете материалов. Гетте уверял, что именно он написал наиболее значительные статьи, включая письма к Нантскому еп. Жакме, а В. всего лишь поставил под ними свою фамилию. Сушков обвинил Гетте во лжи, но сам заявил о своем авторстве в отношении трети статей издания.