ВАССИАН
Том VII , С. 252-253
опубликовано: 20 октября 2009г.

ВАССИАН

[Василий] (Веретенников Иван Федорович; 7.09(24.08?).1877, дер. Таремская (Мариинская?) Горбатовского у. Нижегородской губ.- 3.11(31.10?).1937, Новосибирская обл.), единоверческий еп. Саткинский и Керженский (см. ст. Единоверие). Из крестьянской единоверческой семьи. 6 июля 1893 г. поступил вольнонаемным псаломщиком в Богоявленскую единоверческую ц. в с. Павлово Горбатовского у. Нижегородской губ. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), 2 марта 1904 г. определен исправляющим должность псаломщика, 27 сент. следующего года утвержден штатным псаломщиком в той же церкви и принят в духовное звание, 25 окт. 1906 г. назначен также учителем пения при единоверческой церковноприходской школе в Павлове. 13 апр. 1910 г. принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию к устроенной в 1910 г. в дер. Рудлево Даниловского у. Ярославской губ. единоверческой церкви. 13 июня Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во диакона, 15 июня - во иерея. Во время своего служения в рудлевском храме принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской. В 1912 г. был участником 1-го Всероссийского съезда единоверцев.

Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г.Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г.

Овдовев, в 1913 г. принял монашеский постриг с именем, видимо, в честь прп. Вассиана К-польского, в нек-рых древних месяцесловах названного Василием. В. служил на приходе. 20 сент. 1926 г. рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по нек-рым сведениям, хиротонию возглавил Томский еп. Андрей (Ухтомский). Прибыл на кафедру в окт. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что В. находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В сер. 30-х гг. Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, В. управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР; архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

На основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви о том, что в проповедях В. «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти», 2 марта 1936 г. епископ был арестован сотрудниками Саткинского райотдела ПП ОГПУ по Уралу (одновременно были арестованы 11 старообрядческих наставников). Помимо «антисоветской агитации» В. был обвинен в авторстве и распространении «Послания Господня», в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти; «Послание» появилось среди уральских старообрядцев в нач. 1935 г.

Бесспорных доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» В. следствие не обнаружило. Однако в ходе работы специальной коллегии Челябинского обл. суда 21-22 апр. 1936 г. В. частично признал свою вину и был приговорен за организацию и руководство «контрреволюционной сектантской организацией «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти» к 10 годам тюремного заключения. После 5 июня 1936 г. архиерея для отбытия наказания направили в Сиблаг НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.).

В. вновь был арестован в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага на основании заключения местного следователя от 28 сент. 1937 г.: «З/к Веретенников Иван Федорович достаточно изобличается в том, что, находясь в подконвойном лагере, среди заключенных проводил антисоветскую агитацию, являясь членом контрреволюционной группы, ставившей целью подрыв авторитета советской власти». Следствие «выявило» в лагере «контрреволюционную фашистскую нацдемовскую организацию», состоявшую из 22 заключенных (почти все они работали на одной из местных свиноферм). Никто из заключенных виновным себя не признал. 18 заключенных, в т. ч. В., были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г.

Постановлением президиума Кемеровского обл. суда от 29 авг. 1960 г. постановление тройки УНКВД по Новосибирской обл. в отношении Веретенникова И. Ф. было отменено за отсутствием состава преступления. Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 16 июня 1965 г. он был полностью реабилитирован по делу 1936 г. «за отсутствием состава преступления».

Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5451. Л. 38 об.- 39 [клировые вед. единоверческих церквей Ярославской епархии]; Архив УФСБ по Свердловской обл. Д. № 33900-П. 2 т.; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. № П-9001.
Ист.: Ярославские ЕВ. 1910. № 33. С. 638 [сообщ. о хиротонии]; Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912. С. 27; ЖМП. 1932. № 7-8. С. 5 (То же // ЖМП в 1931-1935 гг. М., 2002. С. 94); Письмо еп. Вассиана (Веретенникова) от 22 февр. 1917 г. // Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (Ухтомского). М., 1991.
Лит.: Лавринов В., свящ. Единоверие на Урале (к 200-летию учреждения) // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 2000. М., 2000. С. 190-194; он же. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 133.
В. В. Марковчин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия