ВАТИКАНСКИЙ I СОБОР
Том VII , С. 283-286
опубликовано: 25 октября 2009г.

ВАТИКАНСКИЙ I СОБОР

Содержание

(8 дек. 1869 - 1 сент. 1870). Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции «20-й вселенский»; проходил в Риме, в базилике св. Петра. Состоялось 4 пленарных и 86 генеральных заседаний Собора, в к-рых приняли участие, по разным данным, от 750 до 800 иерархов католич. Церкви, в их числе кардиналы, епископы и архиепископы, главы конгрегаций, генералы монашеских орденов. По политическим причинам работа Собора была прервана. На В. С. были провозглашены 2 догматические конституции: «Dei Filius» (24 апр. 1870) - об отношении веры и разума и «Pastor aeternus» (18 июля 1870) - о примате и непогрешимости папы Римского в суждениях, произнесенных официально (ex cathedra).

Причины созыва и подготовка Собора

Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, проиcшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.

Противоречия католич. доктрины с идеями и практикой либерализма приняли наиболее ярко выраженную форму в Италии, где само существование Папского гос-ва было препятствием к объединению страны и созданию единого королевства.

Папа Пий IXПапа Пий IX6 дек. 1864 г. папа Пий IX впервые объявил группе кардиналов о намерении созвать Собор католич. Церкви для того, чтобы найти средства «для излечения множества болезней, одолевающих Церковь». В марте 1865 г. была создана Центральная подготовительная комиссия, в к-рую первоначально вошли 5 кардиналов (позднее их количество увеличилось до 9), а также 5 подкомиссий: догматическая, церковно-политическая, по церковной дисциплине, по делам монашеских орденов, по делам Вост. Церквей и миссий. Президенты этих комиссий назначались лично папой. В их состав вошли кардиналы, но в работе принимали участие также 102 эксперта и консультанта, в т. ч. 10 епископов, 69 священников и 23 члена монашеских орденов. Комиссиями был подготовлен 51 рабочий документ, сгруппированный по 6 темам: «О вере»; «О Церкви Христовой»; «О христианском браке»; «О церковной дисциплине»; «О религиозных орденах»; «О восточных обрядах и апостолических миссиях». В апр. 1865 г. папа провел ряд предварительных консультаций с 36 европ. епископами по поводу проекта Собора.

Публично о созыве Собора было объявлено 26 июля 1867 г., офиц. оповещение сделано только 29 июня 1868 г. буллой «Aeterni Patris», где назывались дата открытия и место проведения Собора - 8 дек. 1869 г. в Риме, в базилике св. Петра. Специальным бреве «Arcano divinae providentiae» от 8 сент. 1868 г. на Собор были приглашены представители Вост. Церквей, а бреве «Iam vos omnes» от 13 сент. 1868 г.- представители протестант. церквей, к ним также был обращен призыв воспользоваться случаем и вернуться в лоно единой католич. Церкви. Вост. Патриархи ответили отказом, указав на то, что стиль приглашения противоречит принципу равенства епископов, отрицательным был и ответ протестантов. Вопреки имевшейся ранее традиции главы гос-в офиц. приглашения на Собор не получили, что, однако, не исключало их участия в его работе. Присутствие в Риме в дни работы Собора нек-рых представителей европ. династий, в т. ч. бывш. суверенов Неаполя, Пармы, Тосканы, создало на Соборе атмосферу, к-рая трактовалась многими как антиитал.

В нач. 1869 г. при активном участии проф. Тюбингенского ун-та и еп. Роттенбургского Карла Йозефа фон Гефеле и иезуита С. Сангвинетти был разработан регламент работы Собора. Согласно регламенту, только папа Римский мог предлагать вопросы для обсуждения, участники же Собора могли подавать свои предложения в комиссию для отбора предложений (De postulatis), члены к-рой также назначались папой. Были созданы 4 рабочие комиссии, каждая из 24 чел., для предварительного обсуждения документов (схем), разработанных подготовительными комиссиями. После обсуждения на генеральных заседаниях эти документы должны были быть представлены на пленарные заседания. Регламент был опубликован в апостольском письме папы Пия IX «Multiplices inter» от 27 нояб. 1869 г. Был назначен секретарь Собора - еп. Санкт-Пёльтена (Австрия) Йозеф Фесслер. Установленный папой порядок обсуждения делал невозможной к.-л. серьезную дискуссию. В состав комиссий не были включены члены оппозиции; т. о., им пришлось выступать против решений комиссий уже на генеральных заседаниях. Оппозицию ограничили также и тем, что им предоставляли очень мало времени для выступлений.

Предварительные дискуссии

Хотя решение о созыве Собора было сделано публично, в пригласительной булле не был указан предмет обсуждений, цель созыва В. С. формулировалась в самых общих выражениях: «Очистить вероучение от искажений и восстановить благочиние и дисциплину, а тем самым спасти Церковь и все общество». Вместе с тем широко распространилось мнение, что на В. С. будет поставлен вопрос о непогрешимости папы. Дискуссии о предполагаемом провозглашении этого догмата, к-рый должен был быть противопоставлен теориям, оспаривавшим примат папской власти и ее верховенство по отношению к власти светской, заняли весьма важное место в предварительной богословской подготовке Собора. В 1-й пол. и сер. XIX в. идеи примата папской власти высказывались и пропагандировались такими философами, историками Церкви и специалистами в области церковного права, как Ж. де Местр и Ф. Р. де Ламенне во Франции, Ф. Вальтер и Г. Филипс в Германии. В период подготовки к В. С. идея непогрешимости папы нашла наиболее ревностного сторонника в лице архиеп. Вестминстерского Генри Эдуарда Маннинга, к-рый возглавил группу кардиналов, проявивших максимальную заинтересованность во включении этой формулировки в один из соборных документов. Ожидания этой части епископата нашли свое отражение в статье, опубликованной 6 февр. 1869 г. в иезуитском ж. «Civilta Cattolica» под названием «Письма из Франции» (Corrispondenza di Francia). В ней утверждалось, что католики всего мира ждут от Собора догматического провозглашения доктрин, опубликованных в «Syllabus», и непогрешимости папы. Эта статья спровоцировала волнение в обществе, в т. ч. и в церковных кругах. Идея провозглашения догмата подверглась серьезной критике. Среди его противников одни выражали свое принципиальное несогласие с ним (к таким деятелям, напр., относились в Германии историк Церкви мюнхенский проф. И. Й. И. фон Дёллингер, опубликовавший в марте 1869 г. в Аугсбурге 5 статей, изданных впосл. отдельной кн. «Папство и Собор» (Der Papst und Konzil), где он не только подверг критике идею непогрешимости папских определений, но и оспорил сам примат папской юрисдикции; еп. Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер, историк Церкви фон Гефеле, в Италии - архиеп. Болонский кард. Филиппо Мария Гвиди, во Франции - декан богословского фак-та Сорбонны еп. Анри Луи Маре, к-рый в сент. 1869 г. опубликовал в защиту галликанства кн. «Вселенский Собор и религиозный мир»), др. сочли принятие догмата несвоевременным, хотя с принципиальной т. зр. он не вызывал у них возражений (напр., еп. Орлеанский Феликс Антуан Дюпанлу, а также все нем. епископы, собравшиеся в Фульде в сент. 1869 для обсуждения полемики, открытой в Германии по поводу созыва Собора; они направили папе Пию IX меморандум, где содержался протест против постановки на Соборе вопроса о папской непогрешимости).

Работа Собора

Папа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском СобореПапа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском Соборе На первом заседании В. С., 8 дек. 1869 г., состоялась торжественная церемония открытия, на к-рой присутствовало более 700 участников, из них более 1/3 приехали из неевроп. стран, и 20 тыс. паломников. Российский имп. Александр II не позволил католич. епископам из России и Польши принять участие в работе В. С. 10 дек. начались генеральные заседания. Первым документом, представленным на обсуждение во время 4-го генерального заседания 28 дек., был проект конституции «О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма» (De doctrina catholica contra multiplices errores ex retionalismo derivatos), подготовленный под ред. священника-иезуита Дж. Францелина. Документ подвергся серьезной критике за неясность и излишний радикализм и был отправлен на доработку, а дискуссия прервана 22 февр. 1870 г. 18 марта был представлен на обсуждение новый вариант документа, подготовленный епископами Л. Пи, Виктором Огюстом Дешаном и К. Мартином при участии нем. богослова-иезуита Й. Клёйтгена. После внесения в документ правки он в виде догматической конституции «Dei Filius» был принят на 3-м пленарном заседании 24 апр. 1870 г., т. о. были конституционно оформлены основные принципы католич. вероучения и осуждены отклонения от основных канонов. «Dei Filius» состояла из 4 глав и 18 канонов и во многом повторяла положения «Syllabus».

Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 - проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором.

Окончание Собора

Работа В. С. осталась незавершенной. 16 июля было объявлено о том, что после завершения сессии 18 июля заседания будут прерваны до 11 нояб. Мн. участники В. С. разъехались по своим еп-ствам. Последнее генеральное заседание, в к-ром приняли участие оставшиеся в Риме епископы и кардиналы, состоялось 1 сент. Начавшаяся в июле 1870 г. война между Пруссией и Францией вынудила последнюю вывести свой гарнизон из Папской области. Воспользовавшись этим, войска Итальянского королевства быстро захватили Папское гос-во и 20 сент. после недолгого сопротивления папских войск заняли Рим. 20 окт. папа Пий IX специальной буллой «Postquam Dei munere» объявил о том, что Собор откладывается на неопределенный срок (sine die).

Итоги Собора

Офиц. трактовка догмата о непогрешимости была изложена в ст. Фесслера «Об истинной и ложной безошибочности пап» (Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Papstes), одобренной Пием IX как офиц. комментарий. Догмат был принят большинством из тех епископов, кто выступал против него в ходе работы Собора. Первыми подчинились решению В. С. епископы Франции, затем - епископы Германии, собравшиеся в Фульде, их примеру последовали и те герм. епископы, кто не смогли приехать в Фульду. Последним из них оказался фон Гефеле. В 1871-1872 гг. догмат был принят также епископами Австро-Венгрии, Италии, Англии и Америки.

В составе оппозиции продолжали оставаться неск. епископов Германии, Австрии, Голландии, Франции, Испании, Ирландии и Бразилии. 22-24 сент. 1871 г. они собрались на конгресс в Мюнхене. Однако переход к политике «Культуркампф» в Германии заставил мн. деятелей оппозиции отступить. Т. о. принять догмат о непогрешимости папы отказались в общей сложности неск. десятков тыс. представителей духовенства и верующих, к-рые в 1872 г. образовали Старокатолическую Церковь (см. ст. Старокатолики). Свящ. фон Дёллингер, бывший вдохновителем оппозиции, к старокатоликам не примкнул, тем не менее за свою оппозиционную деятельность он был отлучен от Римско-католической Церкви.

Из 51 подготовленного документа на В. С. были одобрены всего 2. Они зафиксировали и усилили централизацию власти в католич. Церкви, определив новое соотношение власти папы и епископата. Хотя документы, разработанные подготовительными комиссиями, не были в большинстве своем рассмотрены и приняты, они послужили впосл. основой для мн. офиц. документов католич. Церкви, в т. ч. для ряда энциклик Льва XIII, а также принятого в 1917 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici).

Ист.: Cecconi E. Storia del Concilio Vaticano: Scritta sui documenti originali. R., 1873-1879. 3 vol.; Friedrich J. Documenta ad illustrandum Concilium Vaticanum anni 1870. Nordlingen, 1871; Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum / Ed. G. Schemann. Freiburg i. Br., 1890. Vol. 7. (Coll. Lacensis); Mansi. Vol. 49-53; Dei Filius // Aubert R. Vatican I. P., 1964; Aubert R., Gueret M., Tombeur P. Concilium Vaticanum I. Louvain, 1977; I Ватиканский Собор: Догматическая конституция «Pastor aeternus» // Эве Ф. Тексты о Церкви. М., 1996. С. 5-9.
Лит.: Ollivier E. L'Église et l'État au Concile du Vatican. P., 1879. 2 vol.; Geschichte des Vatikanischen Konzils / Hrsg. T. Granderath, K. Kirch. Freiburg i. Br., 1903-1906. 3 Bde; Mouret F. Le Concile du Vatican: D'après les documents inedits. P., 1919; Thils G. Primautee pontificale et prerogatives episcopales: «Potestas ordinaria» au Concile du Vatican. Louvain, 1961; idem. La primaute pontificale: La doctrine de Vatican I, les voies d'une revision. Gembloux, 1972; idem. Primaute et infaillibilite du Pontife romain à Vatican I. Louvain, 1989; Torrell J. P. La théologie de l'episcopat au premier Concile du Vatican. P., 1961; Rondet H. Vatican I: Le Concile de Pie IX: La preparation, les méthodes de travail, les schémas restes en suspens. P., 1962; Butler E. C. The Vatican Council, 1869-1870: Based on Bishop Ullathorne's Letters. L., 19622; Horst F., van der. Das Schema über die Kirche auf dem I. Vatikanischen Konzil. Paderborn, 1963; Aubert R. Vatican I. P., 1964; Bellone B. I vescovi dello Stato Pontificio al Concilio Vaticano I. R., 1966; Gomes-Heras J.-M.-G. Temas dogmaticos del Concilio Vaticano I. Vitoria, 1971. 2 vol.; Pottmeyer H. J. Unfehlbarkeit und Souveranitat: Die papstliche Unfehlbarkeit im System der ultramontanen Ekklesiologie des 19. Jh. Mainz, 1975; Patelos C. Vatican I et les eveques uniates: Une étape éclairante de la politique romaine à l'égard des orientaux (1867-1870). Louvain-la-Neuve, 1981; Petruzzi P. Chiesa e società civile al Concilio Vaticano I. R., 1984, 19964; Martina G. Pio IX (1867-1878). R., 1990. P. 111-232; Schatz K. Vatican I, 1869-1870. Paderborn, 1993; Лортц Й. История Церкви. М., 2000. Т. 2. С. 363-371.
Е. С. Токарева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
  • AGGIORNAMENTO (обновление), термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Собором
  • АЙТАЛЛАХ еп. Эдесский (на кафедре 324/25-345/46), один из отцов Всел. I Собора в Никее
  • БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР происходил в 1431 - 1449 гг. в г. Базель