Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях «Евхаристия» и «Небесная литургия», распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов.
В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г.
В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В росписи ц. арх. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника. В апсиде Христос, окруженный двойным сиянием славы, в наружном кольце к-рой 2 серафима с рипидами, обеими руками благословляет Св. Дары, стоящие на престоле. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына...»; Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. По сторонам - 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. В диаконнике Христос представлен в рост, также с непокрытой головой, правой рукой двуперстно благословляет, в левой - закрытое Евангелие. На Нем орнаментированный саккос, омофор и епитрахиль с полуфигурами 12 апостолов в медальонах в виде завитков лозы. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид.
В жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), 3-я четв. XIV в., В. А. представлен стоящим за престолом под киворием в окружении сослужащих ангелов, левая рука на престоле, правой благословляет; над киворием в медальоне Св. Дух в виде голубя, выше - Христос Ветхий Денми в сиянии славы и по сторонам 2 херувима. Также за престолом изображен совершающий литургию В. А. в апсидах соборов Гелатского (Грузия), XIV в., и Иверского на Афоне мон-рей. В этих сценах Его одежда и жесты, как правило, соответствуют чину архиерейского богослужения. Напр., в росписи ц. св. Николая Великой Лавры на Афоне, 1560 г., В. А. представлен в трехчетвертном повороте, благословляющим обеими руками склонившихся к Нему 2 ангелов в диаконских одеждах, с кадилами и свечами в руках. Тема небесной литургии была развита в рус. искусстве в XVI-XVII вв. (напр., иконы «Иже херувимы» из Сольвычегодска, 1579 и XVII в. (ГТГ); икона «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», 1-я пол. XVII в. (ГТГ)).
Иконография «В. А.» близка др. иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов,- «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 - см. Осташенко. С. 184; икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ)). Под влиянием этой иконографии на рус. иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения В. А. в митре (напр., роспись параклиса св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря).