ВЕНИАМИН
Том VII , С. 615-617
опубликовано: 15 сентября 2009г.

ВЕНИАМИН

(Воскресенский Василий Константинович; 15.01.1871, с. Переславцево Угличского у. Ярославской губ.- после 10.09.1931 г., Казахстан), сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской епархии. Из многодетной семьи священника, подвизавшегося на ниве народного образования. Начальное образование получил в школе, к-рую основал его отец и к-рая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Окончил ДУ, в 1892 г.- Ярославскую ДС, в 1896 г.- МДА со степенью канд. богословия. В 1898 г. был назначен инспектором Кутаисской ДС, где также преподавал рус. лит-ру и историю. В 1901 г. переведен в Тифлисскую ДС, в Тифлисе окончил имп. муз. уч-ще по классу теории музыки. В 1908 г. переведен в Вятскую ДС, через год - в Вологодскую семинарию.

Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Тутаевский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Тутаевский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.

В 1911 г. Воскресенский был назначен преподавателем Свящ. Писания в Ярославскую ДС, где также являлся руководителем семинарского хора. Принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия. Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, наиболее важным в церковном пении считал религ. сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном с. Переславцеве. В 1915 г. Ярославский архиеп. св. Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в к-рый пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в т. ч. Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями. С 1916 г. Воскресенский в течение 3 лет преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1-й и 2-й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия, в нач. 1917 г. ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. После закрытия семинарии Воскресенский в 1918 г. перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 г. собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.

4 июня 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского у. избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства. В том же году он принял монашеский постриг и был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митр. Агафангела. (Часто титуловался «епископом Романовским» по дореволюционному названию г. Тутаева - Романов-Борисоглебск.) Верующими почитался как ревностный архиерей, великий молитвенник, старец (см. Старчество), прозорливец, имел много духовных чад.

В 1922 г. в Ярославле было организовано обновленческое (см. Обновленчество) епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 г. ОГПУ арестовало митр. Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако правосл. духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу. Вскоре В. был арестован («за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником к-рых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 окт. 1922 г. в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в к-ром приняло участие более 3 тыс. чел. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом В. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. По амнистии срок был сокращен до 5 лет, в 1926 г. В. был освобожден.

Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего вик-ства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в к-рой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христ. просвещение, он брал с собой во время объездов вик-ства наиболее одаренных проповедническим даром священников. Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 г. В. был арестован в г. Пошехонье, заключен в ярославскую тюрьму. В ответ на требование следователя В. рассказал о своих поездках по уезду и изложил содержание своих проповедей: «Я... говорил... о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового... Указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности, о постах говорил, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы. Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, недостаточной сознательностью... Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти... моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти».

10 июля 1927 г. следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сент. 1927 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ В. был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан; отбывал срок в пос. Джамбейта Уральской обл., в 1929 г. был переведен в с. Каратюбе в той же области. В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие адм. проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Свящ. Синодом «Декларации» 1927 г., В., разъясняя пастве свою позицию, в 1928 г. писал из ссылки: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митр. Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митр. Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митр. Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию».

В кон. 1929 г. в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма В., изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февр. 1930 г. сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 г. ОГПУ в г. Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих. 1 апр. 1930 г. В. арестовали вместе с др. 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах В. виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института».

Следствие продолжалось ок. года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу. 10 сент. 1931 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ. Однако приговор не мог быть исполнен, т. к. В. скончался в тюремной больнице. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Отношение к местным церк. напевам в епархии и сельском приходе // Ярославские ЕВ. 1916. № 24. С. 473-479.
Арх.: ГАЯО. Ф-3698. Оп. 2. Д. 7211; Д. С-11861; КНБ РК по Западно-Карагандинской обл. Арх. № П-3260. Т. 2.
Ист.: Проповеднический кружок при кафедре еп. Ярославского и Ростовского // Ярославские ЕВ. 1916. № 9. С. 163-169.
Лит.: ЖМП. 1933. № 13. С. 6 (по изд.: ЖМП, 1931-1935 гг. С. 156); Псарёв А. В. Новомученик архиеп. Вениамин и его исповедание // Правосл. Русь. 1997. № 18. С. 6-8; Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Кн. 2. С. 27-41; Менькова И. Г. Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Романовский // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. М., 2002. С. 257-263.
Игум . Дамаскин (Орловский)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)