ВЕНИАМИН
Том VII , С. 643-644
опубликовано: 4 декабря 2009г.

ВЕНИАМИН

Вениамин (Платонов), еп. Кинешемский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА)Вениамин (Платонов), еп. Кинешемский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Платонов Василий Николаевич; 1817, Курская губ.- 13.06.1905, Ипатьевский костромской мон-рь), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую ДС, в 1841-1845 гг. учился в КДА, завершил обучение по 1-му разряду, в янв. 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС. В июне 1848 г. принял монашеский постриг, в авг. того же года рукоположен во иеродиакона, через неск. дней - во иеромонаха. В дек. 1851 г. перемещен в Вильну на должность инспектора Литовской ДС, в янв. 1856 г. возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1859 г. переведен в КазДА на должность инспектора и профессора богословия. По воспоминаниям П. В. Знаменского, ученика В., «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма». В. «был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединенно, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности» (Знаменский. Ч. 2. С. 237; Ч. 1. С. 191). Весной 1861 г., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в с. Бездна Спасского у. Казанской губ. произошли массовые выступления жителей, завершившиеся тем, что 12 апр. войска расстреляли толпу крестьян. 16 апр. большая группа студентов Казанского ун-та и ДА отслужила в Куртинской ц. главного кладбища города панихиду по убитым, по ее окончании перед собравшимися выступил проф. КазДА А. П. Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Мн. студенты КазДА были арестованы и исключены из учебных заведений, Щапова сослали в Сибирь. В., в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в ДА, также был подвергнут адм. взысканию.

В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского мон-ря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, вик. Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 9 апр. 1883 г. В. епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая мн. болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества. Через неск. лет епископ, живший постоянно в Ипатьевском костромском во имя Св. Троицы мон-ре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским». С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-япон. войны.

17 июня 1905 г. тело В. было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским мон-рем ц. св. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила В. вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила В. оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения В. была установлена в трапезной части церкви.

Соч.: Христос - свет для сокровенной глубины душ человеческих // ПС. 1861. Ч. 1. № 2. С. 143-172; О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями // Там же. Ч. 2. № 6. С. 129-160; Вопрос о вере // Там же. № 8. С. 357-390; Светлая сторона смерти, преломляемая взором веры // Там же. 1862. Ч. 1. С. 47-84, 213-262; Дух евангельской заповеди о прощении обид // Там же. Ч. 2. С. 41-104; Несостоятельность рационализма в ложной религии естественной // Там же. С. 105-138, 227-259; Разум христианский // Там же. С. 317-360; Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности // Там же. Ч. 3. С. 107-124; Любовь Божия привлекается мудростью // Там же. С. 149-178; Богопознание // Там же. С. 179-213; Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума // Там же. 1863. Ч. 1. № 4. С. 349-400; Ч. 2. № 6. С. 163-192; № 7. С. 415-450; № 8. С. 511-540; Истинное достоинство человека // Там же. Ч. 3. С. 296-322; Рус. раскол пред судом истины и Церкви // Там же. 1864. Ч. 1-3. (отд. изд.: Каз., 1864); Об отношении общества к Божественной вере христианской. СПб., 1871; Собр. слов и размышлений. Кострома, 1908.
Лит.: Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1892. 3 ч.; Юбилейное торжество преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии, 29 сент. 1895 г. // Костромские ЕВ. 1895. № 21. Ч. неофиц. С. 487-499; Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745-1898 гг.). Кострома, 1898. С. 49; Кончина и погребение преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1905. № 12. Ч. неофиц. С. 393-403; Некролог // ИВ. 1905. Т. 101. С. 614; Некролог // Моск. вед. 1905. № 163. 17 июня. С. 4; ЦВ. 1905. № 25.
Н. А. Зонтиков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВГЕНИЙ (Бережков Иван Николаевич; 1864- 1922 (?)), еп. Костромской и Галичский
  • ИГНАТИЙ (Рождественский Николай Георгиевич; 1827 - 1883), еп. Костромской и Галичский
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский