ВЕНИАМИН
Том VII , С. 650-652
опубликовано: 4 декабря 2009г.

ВЕНИАМИН

(Троицкий Александр Васильевич; 30.08.1901, г. Торжок Тверской губ.- 16.04.1938, Куйбышев (ныне Самара)), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии «андреевского течения» (см. ст. Катакомбное движение в России). Из семьи священника, настоятеля кладбищенской ц. Рождества Христова в Торжке. После смерти отца обучался на казенный счет в Новоторжском ДУ, по окончании к-рого поступил в Тверскую ДС, в анкетах следственного дела указывал, что обучался «экстерном в духовной академии». В 1917 г., являясь студентом семинарии, поступил послушником в Нилову Столобенскую Богоявленскую пуст. В 1918 г. был пострижен в монашество. В нач. 20-х гг. являлся насельником новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба мон-ря, иподиаконом Новоторжского еп. Феофила (Богоявленского), к-рым позже был рукоположен во иеромонаха, назначен казначеем мон-ря. 15 сент. 1922 г. вызван для допроса в ГПУ по делу о распространении антиобновленческого воззвания Старицкого еп. сщмч. Петра (Зверева), в ночь на 24 нояб. арестован в Торжке, находился под следствием в Бутырской тюрьме. Постановлением комиссии НКВД РСФСР по адм. высылке от 23 февр. 1923 г. сослан в Туркестан за «антисоветскую деятельность».

Вениамин (Троицкий), еп. Бирский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.Вениамин (Троицкий), еп. Бирский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.

Находясь в ссылке в Ср. Азии, осенью 1923 г. познакомился с еп. Андреем (Ухтомским), стал его духовным сыном. Возведен в сан архимандрита. В информационной сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ сообщалось, что по состоянию на янв. 1924 г. «в Туркменской обл. существует исключительно тихоновская община, идейно вдохновляемая административно ссыльными епископом Ухтомским и архимандритом Вениамином Троицким». После перевода В. в Ташкент вместе с ним переехала и небольшая община из ссыльных монахинь. Принадлежал к «непоминающим». Вероятно, в 1927 г. В. по благословению [архи]еп. Андрея (Ухтомского) был хиротонисан во епископа схиеп. Петром (Ладыгиным) и еп. Иовом (Гречишкиным). После ареста еп. Аввакума (Боровкова), управлявшего Уфимской епархией ввиду ссылки еп. Андрея (Ухтомского), по благословению последнего В., приехавший в Башкирию из Ташкента в сент. 1928 г., возглавил автокефальную Уфимскую епархию «андреевского течения» с титулом «епископ Бирский, управляющий Уфимско-Уральской епархией». Служил в уфимской ц. прав. Симеона Верхотурского, жил в сторожке при храме.

К 1927 г. духовенство Уфимской епархии разделилось в связи с отношением к архиерейским хиротониям, совершенным еп. Андреем (Ухтомским). 16 марта 1926 г. неск. уфимских викарных епископов подписали резолюцию «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-рой признали неканоничными епископские хиротонии Питирима (Петра) (Ладыгина), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова), совершенные [архи]еп. Андреем в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым). Др. часть уфимских клириков, получившая название «андреевского течения», считала все действия [архи]еп. Андрея каноничными и вслед за ним не признавала полномочий митр. сщмч. Петра (Полянского) как Местоблюстителя Патриаршего Престола и митр. Сергия (Страгородского) как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1928-1930 гг., когда В. жил в Уфе, Уфимской епархией управлял подчинявшийся митр. Сергию еп. Иоанн (Поярков).

В. был прекрасным проповедником, пользовался уважением и любовью паствы. Боролся с обновленчеством, к-рое считал обреченным, «так как оно было основано не на соборном разуме». В дек. 1928 и в марте 1930 г. прихожанам Симеоновской ц., руководимым В., удалось не допустить закрытия храма. В. оказывал большую поддержку находившимся в заключении [архи]еп. Андрею (Ухтомскому), еп. Аввакуму (Боровкову), бедствовавшим священникам. В нач. 1930 г. В. с иером. Неофитом (Куликовым) совершил 2-недельную поездку в Рязань и Оренбург, где навестил находившихся в ссылке сестер ташкентской общины.

Архиерей вместе с близкими ему уфимскими священниками был арестован 1 июля 1930 г., заключен в Башкирский центральный исправительный дом, 20 июля переведен в одиночную камеру при ПП ОГПУ БАССР. Епископу вменялись в вину «организация антисоветского выступления» и распространение «идеи подпольной церкви». В. отрицал антисоветский характер своей деятельности, на следствии заявил: «Я являюсь полным христианским коммунистом, ибо всю жизнь свою жил для других и других призываю к тому же». 1 авг. 1930 г. В. было предъявлено обвинение в том, что, «будучи идейным главарем контрреволюционной группировки церковников, примкнул к контрреволюционной организации, где, занимая руководящую роль, обрабатывал население в антисоветском направлении, организовывал контрреволюционные «пятерки», ставя себе конечной целью подготовку масс крестьянства к вооруженному восстанию против Советской власти весною текущего года… под его руководством оказывалась материальная помощь политссыльным церковникам». В графе об объявлении постановления В. написал: «Прочитал с величайшим возмущением». В знак протеста против ложного обвинения 26 нояб. епископ объявил голодовку, к-рую поддержали священники, проходившие с ним по одному делу. В. вновь поместили в одиночную камеру изолятора, через 4 дня епископ прекратил голодовку.

Дело уфимского духовенства объединили с делом «контрреволюционной повстанческой организации «Освободители»», по объединенному делу проходило 297 чел. 3 дек. 1930 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Башкирской АССР приговорила В. к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Вишерском лагере (пос. М. Вижаиха Уральской обл., ныне г. Красновишерск Пермской обл.). Находясь в лагере, В. не утратил связи с Уфой, духовные дети владыки приезжали в Красновишерск, поддерживали его продуктами и деньгами. Вместе с В. отбывали срок еп. Антоний (Миловидов), прмч. архим. Иоасаф (Боев) и мн. др. священнослужители.

В результате непосильного труда на общих работах у В. развился гнойный плеврит, после операции он был признан безнадежным. Узнав о состоянии В., [архи]еп. Андрей (Ухтомский) 15 сент. 1932 г. направил руководителю Политического Красного Креста Е. П. Пешковой письмо с просьбой о его освобождении. Письмо завершалось словами: «Если Вы спасете Троицкого, то спасете одного из честнейших русских людей». По ходатайству Пешковой В. был 4 февр. 1933 г. комиссован из лагеря и выслан на оставшийся срок в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне г. Димитровград Ульяновской обл). В. получил разрешение властей совершать богослужения в одном из двух существовавших в городе храмов во избежание «молений» по домам (2-й храм был захвачен обновленцами). Антиминс был тайно доставлен из Уфы, первая служба состоялась в Страстную Пятницу 1933 г. В эти годы в г. Мелекесс переехали оставшиеся на свободе духовные чада В., а также семья его брата свящ. Михаила Троицкого.

В ссылке В. поддерживал активные связи с уфимскими «андреевцами», к-рыми управлял Руфин (Брехов), приезжавший к В. в Мелекесс. В эти годы В. пришел к выводу о необходимости ликвидировать «уфимскую автокефалию» как явление ненормальное, о чем писал еп. Руфину. Получив подтверждения присоединения [архи]еп. Андрея (Ухтомского) к старообрядцам Белокриницкой иерархии, разорвал с ним отношения и направил ему письмо, в к-ром высказал сомнение в правильности самочинного объединения со старообрядчеством.

В 1937 г. В. был вновь арестован, с 29 июля 1937 г. содержался в мелекесской тюрьме. Его обвиняли в «организованной контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв Советской власти и против руководителей партии и правительства». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г. Реабилитирован Военным трибуналом Приволжского военного округа 14 янв. 1956 г.

Арх.: Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Д. В-20192. Т. 10 А, 22; Архив УФСБ по Самарской обл. Д. П-6620.
Ист.: Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее: Ист. альманах. М., 1992. Вып. 9. С. 69-71, 89; Письмо А. А. Ухтомского об А. В. Троицком // ЦИВ. 1999. № 2/3. С. 146; Политбюро и церковь. Кн. 2. С. 382; Церковь катакомбная на земле Российской // Правосл. жизнь. Джорданвилль, 2002. № 10-12.
Лит.: Катакомбы // Рус. возрождение. 1982. № 19. С. 182-187; Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (Ухтомского). М., 1991. С. 281; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1992-1996. М., 1996. С. 349; Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: священномученик епископ Вениамин (Троицкий) // Там же. М., 2004 (в печати); она же. Путь на Голгофу: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского. М., 2004. С. 309-314 (в печати); Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 11, 120, 230, 278.
А. В. Ефимов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ
  • ПЕТР (Ладыгин Потапий Трофимович, в монашестве Питирим; 1866-1957), схиеп., еп. бывш. Нижегородской слободы града Уфы «андреевского» течения Катакомбного движения