тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества. С первых веков христианства употреблялись подвижниками, стремящимися к крайней аскезе (в основном монашествующими и юродивыми Христа ради). О В., напр., упоминал в своих творениях свт. Григорий Богослов (PG. 35. Col. 828). В. носили не только монахи-аскеты, но и нек-рые церковно-государственные деятели - напр., Патриарх Московский и всея Руси Никон. Ношение В. составляло особый подвиг, требующий духовного рассуждения и благословения опытного духовника,- как писал свт. Филарет (Дроздов) в письме игум. Спасо-Бородинского мон-ря Марии (Тучковой) 19 апр. 1828 г., «для ... [вериг] есть люди, и времена, и причины» («Принадлежу всем вам»: Жизнеописание игум. Спасо-Бородинского мон-ря Марии (Тучковой). Письма свт. Филарета Московского к ней. М., 2003. С. 101). В наст. время В. используются редко.
В церковном месяцеслове есть праздник поклонения веригам св. ап. Петра (16 янв.); праздник не связан с В. в обычном смысле этого слова, а относится к тем цепям, к-рыми был скован апостол в Иерусалиме царем Иродом Агриппой I (Деян 12. 1-11).