ВАСИЛИЙ
Том VII , С. 93
опубликовано: 26 ноября 2009г.

ВАСИЛИЙ

Василий (Преображенский), еп. Можайский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)Василий (Преображенский), еп. Можайский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Преображенский Василий Хрисанфович; 25.12.1854, с. Круглое Козловского у. Тамбовской губ.- 6.10.1915, г. Звенигород Московской губ.), еп. Можайский, вик. Московской епархии. Из семьи священника. После окончания Тамбовской ДС учился в СПбДА (1876-1880), в 1881 г. защитил магист. дис. «Восточные и западные школы во времена Карла Великого» (СПб., 1881). Впосл. преподавал церковную историю в Воронежской ДС. 10 июля 1883 г. рукоположен во иерея к церкви при 1-м Кадетском корпусе в С.-Петербурге и назначен законоучителем корпуса, с 1906 г. являлся также помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы. Принимал активное участие в деятельности Миссионерского об-ва, об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения, комиссии по старокатолич. вопросу, в 1897 г. возведен в сан протоиерея. В 1906 г. овдовел. 1 марта 1908 г. пострижен в монашество Вологодским еп. Никоном (Рождественским), 2 марта возведен в сан архимандрита, 9 марта хиротонисан во епископа Можайского, 3-го викария Московской епархии, с 21 авг. 1909 г. 2-й викарий Московской епархии, настоятель Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В мае 1914 г. уволен на покой, до конца жизни пребывал в Саввино-Сторожевском мон-ре. Имел дар проповедника, любил простой народ и беседы с ним, за что в Москве получил прозвище «народный святитель», почитался как добрый и благочестивый архипастырь.

В. является автором религиозно-просветительских книг и брошюр, популярно излагающих историю христианства, преимущественно на Востоке, историю школьного образования в Византии и Др. Руси. Перу В. принадлежат очерки, посвященные св. Иоанну Крестителю, земной жизни Пресв. Богородицы, К-польскому Патриарху свт. Фотию, прп. Феодору Студиту и др. Статьи В. публиковались в «Православном собеседнике», «Христианском чтении», «Православном собеседнике» и др. церковных изданиях.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 205 [форм. список]; РНБ ОР. Ф. 102. № 432. Л. 50-50 об.
Соч.: Школы на христианском Востоке, их идеалы и реализации последних. Воронеж, [1882]; Чему и как учились у нас в Древней Руси. СПб., 1887; Борьба за иконопочитание в Византийской империи. М., 1890; Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн. [М.], 1890; Разделение Церкви на две половины - восточную и западную (православную и латинскую). М., 1891; Преподобный Феодор Студит и его время. М., 1896; Притчи Господа нашего Иисуса Христа. М., 1897. 2 вып.; История православной христ. Церкви. М., 1908, 19132; Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии. Серг. П., 1914; Киево-Печерский мон-рь в Древней Руси. [М., 1914]; Фотий, Патр. Константинопольский. СПб., 1892; Пространный христ. катехизис Православной кафолической Восточной Церкви в изложении безвопросном. М., 1909, 19122; Святые учители веры и благочестия: Душеспасительные чт. на каждый день года. М., 1899-1907. 11 т.
Лит.: ЦВед. 1908. № 10. С. 492-493. № 11. С. 541-542; Некрологи: Рус. инок. 1915. № 23; ДЧ. 1915. № 6. С. 111-112; Моск. ЦВед. 1915. № 46/47. С. 654-655.
Т. А. Богданова
Рубрики
Ключевые слова
См.также