БРАХМАНЫ
Том VI , С. 221
опубликовано: 2 октября 2009г.

БРАХМАНЫ

группа древнеинд. священных текстов, ритуальный и мифологический комментарий к Ведам. Этимологически термин может быть понят как «содержащий интерпретацию брахмана» и как «созданный брахманами», т. е. сословием жрецов.

Период создания Б. предположительно определяют X-VII вв. до Р. Х. Эти тексты в основном прозаические и содержат ритуальные предписания (видхи) и разъяснения (артхавада), причем последние относятся как к деталям ритуала, так и к текстам сопутствующих ведийских гимнов. Б. примыкают к различным ведам (самхитам) и принадлежат различным школам ведийской экзегезы. К Ригведе относятся Б. Айтарея и Каушитаки, к Яджурведе - Тайттирия (традиция «Черной Яджурведы») и Шатапатха («Белая Яджурведа»), самая большая по объему и наиболее интересная по содержанию из Б. Это название можно перевести как «Брахмана ста путей», что определяет деление текста на 100 глав. Среди Б. Самаведы важнейшими являются Панчавимша и Джайминия. Позже других, по-видимому, появилась Б., приписанная к Атхарваведе,- Гопатха. Ряд текстов, известных в древности, до наст. времени не дошли.

Идейное содержание Б. составляет мистика жертвенного обряда. Детали ритуала жестко сопрягаются с элементами мифа и с различными составляющими космоса; т. о. утверждается мысль о связи (или тождестве) акта жертвоприношения с процессами, протекающими в мифологическом космосе (или психокосме). Специалисты выявляют в Б. элементы «протонаучных» теорий: из концепции «жизненных дыханий» (пран) впосл. развилась традиц. древнеинд. физиология; на базе мистической фонетики, грамматики и приема «этимологической реинтерпретации», призванной обнаружить глубинное мистическое значение в каждом слове обрядовых формул, образовалась классическая инд. лингвистика. В тексты Б. вкраплены древнейшие в инд. лит-ре изложения мифов (в гимнах вед мифы лишь подразумеваются, сжаты до эпитетов божеств, даны краткими отсылками или намеками), сказания эпического характера, легенды. Наиболее известны сказание о любви царя Пурураваса и небесной девы Урваши (Шатапатха-брахмана), инд. версия мифа о потопе (Там же), сюжет о чудесном спасении силой молитвы приносимого в жертву брахманского сына Шунахшепы (Айтарея-брахмана).

Лит.: Эрман В. Г. Очерк истории ведийской лит-ры. М., 1980. С. 142-160; Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981; Gonda J. Vedic Literature. Wiesbaden, 1975; Bhattacharji S. Literature in the Vedic Age: In 2 vol. Calcutta, 1984-1986.
Я. В. Васильков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БРАХМАН высший принцип мироздания, безличная абсолютная реальность
  • ВАРУНА древнеинд. бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне
  • ДВАЙТА-АДВАЙТА школа философии вишнуитской веданты
  • ДВАЙТА-ВЕДАНТА 3-е по значимости направление веданты
  • AВИДЬЯ одно из ключевых понятий инд. религиозной и философской мысли
  • АГНИ важнейший божественный образ Ведийской религии
  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА первая религиозно-философская школа, сложившаяся в рамках веданты
  • АДЖИВИКИЗМ антибрахманистское религ. течение в Индии