группа древнеинд. священных текстов, ритуальный и мифологический комментарий к Ведам. Этимологически термин может быть понят как «содержащий интерпретацию брахмана» и как «созданный брахманами», т. е. сословием жрецов.
Период создания Б. предположительно определяют X-VII вв. до Р. Х. Эти тексты в основном прозаические и содержат ритуальные предписания (видхи) и разъяснения (артхавада), причем последние относятся как к деталям ритуала, так и к текстам сопутствующих ведийских гимнов. Б. примыкают к различным ведам (самхитам) и принадлежат различным школам ведийской экзегезы. К Ригведе относятся Б. Айтарея и Каушитаки, к Яджурведе - Тайттирия (традиция «Черной Яджурведы») и Шатапатха («Белая Яджурведа»), самая большая по объему и наиболее интересная по содержанию из Б. Это название можно перевести как «Брахмана ста путей», что определяет деление текста на 100 глав. Среди Б. Самаведы важнейшими являются Панчавимша и Джайминия. Позже других, по-видимому, появилась Б., приписанная к Атхарваведе,- Гопатха. Ряд текстов, известных в древности, до наст. времени не дошли.
Идейное содержание Б. составляет мистика жертвенного обряда. Детали ритуала жестко сопрягаются с элементами мифа и с различными составляющими космоса; т. о. утверждается мысль о связи (или тождестве) акта жертвоприношения с процессами, протекающими в мифологическом космосе (или психокосме). Специалисты выявляют в Б. элементы «протонаучных» теорий: из концепции «жизненных дыханий» (пран) впосл. развилась традиц. древнеинд. физиология; на базе мистической фонетики, грамматики и приема «этимологической реинтерпретации», призванной обнаружить глубинное мистическое значение в каждом слове обрядовых формул, образовалась классическая инд. лингвистика. В тексты Б. вкраплены древнейшие в инд. лит-ре изложения мифов (в гимнах вед мифы лишь подразумеваются, сжаты до эпитетов божеств, даны краткими отсылками или намеками), сказания эпического характера, легенды. Наиболее известны сказание о любви царя Пурураваса и небесной девы Урваши (Шатапатха-брахмана), инд. версия мифа о потопе (Там же), сюжет о чудесном спасении силой молитвы приносимого в жертву брахманского сына Шунахшепы (Айтарея-брахмана).