[Буассье; франц. Boissier] Мари Луи Гастон (15.08.1823, Ним - 11.06.1908, Вирофле под Парижем), франц. историк и филолог, специалист по культуре античного мира и истории раннего христианства. Член Французской академии (с 1876), Академии надписей и изящной словесности (c 1886), чл.-кор. Петербургской АН (с 1894).
В 1865-1899 гг. преподавал рим. словесность в Высшей нормальной школе, в 1865-1906 гг. профессор лат. поэзии в Коллеж де Франс. Будучи на протяжении мн. лет членом и председателем Высшего совета народного образования, отстаивал сохранение гуманитарных традиций в среднем и высшем образовании.
Список трудов Б. насчитывает более 430 опубликованных произведений, среди к-рых более 10 монографий. Сочинения тематически разделяются на неск. групп. Первую представляют исследования, посвященные истории рим. лит-ры и рим. общественной жизни. Это фундаментальная работа о Марке Теренции Варроне (1861), книги «Цицерон и его друзья»(1865) и «Оппозиция при Цезарях» (1875), очерки «Заговор Катилины» (1905) и «Тацит» (1903). Др. группу составляют пользовавшиеся большой популярностью историко-археологические очерки - своего рода путеводители по отдельным центрам и областям рим. мира, составленные отчасти по древним и новым описаниям, отчасти на основании собственных наблюдений и впечатлений Б. от археологических памятников («Археологические прогулки: Рим и Помпеи», 1880; «Новые археологические прогулки: Гораций и Вергилий», 1886; «Римская Африка: Археологические прогулки по Алжиру и Тунису», 1895).
Особого внимания заслуживает 3-я группа произведений Б., посвященных религ. жизни древнего Рима и истории раннего христианства: «Римская религия от Августа до Антонинов» (1874) и «Конец язычества. Исследование о последней религиозной борьбе на Западе IV в.» (1891). Эти наиболее обширные из сочинений Б. (каждое из них было издано в 2 т.) дают обстоятельный анализ рим. лит. традиции, исследуемой в ее отношении к религии.
В 1-й работе анализируется религ. политика рим. императоров, создателей системы принципата, стремившихся восстановить значение традиц. рим. культов, авторитет к-рых во II-I вв. до Р. Х. в Римской республике был сильно подорван развившимся религ. индифферентизмом общества и наступлением вост. культов. Чтобы показать закономерность этих усилий рим. имп. власти, равно как и неизбежность общей их неудачи, Б. прослеживает формирование старинных языческих культов у римлян, показывает их связь с патриархальными началами рим. общественной жизни (культы предков и домашнего очага), подчеркивает их роль как гарантов традиц. гражданской морали. По мысли ученого, существенная ограниченность патриархального рим. язычества, его внимание к внешней, обрядовой стороне, его гипертрофированный формализм обусловили кризис религ. сознания в Риме на рубеже старой и новой эры и подготовили вытеснение язычества пришедшим с Востока христианством. Целенаправленные усилия гос-ва в первые века Римской империи лишь приостановили на нек-рое время этот кризис, к-рый с большей силой разразился в IV в.
Эта заключительная фаза в религ. истории античного мира рассмотрена во 2-й книге, где главное внимание уделено ключевым событиям и фигурам века Константина Великого. Б. охватывает все явления религ. жизни: и уходящего язычества, и торжествующего христианства. Характеристики защитников язычества Квинта Аврелия Симмаха и имп. Юлиана Отступника соседствуют с обзором проповеднической и лит. деятельности свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина. В обеих работах дан подробный анализ рим. религ. истории от первых установлений легендарных царей Ромула и Нумы Помпилия до краха язычества, нашедшего выражение в удалении по настоянию св. Амвросия алтаря Победы из зала заседаний сената и закрытии древних храмов.