[румын. Arhiepiscopia Bucureştilor] Румынской Православной Церкви, входит в Мунтенийскую и Добруджийскую митрополию. Правящий епископ - Патриарх Румынской Церкви, с нояб. 1986 г. по 30 июля 2007 архиеп. Бухарестский Блаженнейший Патриарх Феоктист (Арэпашу), офиц. титул - Блаженнейший архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенийский и Добруджийский, наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх всей Румынии. После кончины Патриарха Феоктиста обязанности главы Румынской церкви исполнял архиеп. Даниил (Чоботя). 12 сент. 2007 г. он избран Патриархом всея Румынии. В Б. а. имеется 3 викарных епископа, 735 приходов, в которых служат ок. 1 тыс. священников. Кафедральный собор во имя св. равноапостольных Константина и Елены Румынского Патриархата одновременно является кафедрой Б. а. Храмов на территории архиепископии ок. 1 тыс., приблизительно 400 из них - памятники истории и архитектуры.
К XV в. относится обнаруженный при раскопках на территории княжеского дворца в Бухаресте фундамент однонефной ц. во имя св. Георгия (старой). В сер.- 2-й пол. XVI в. (до разрушения в 1595) в городе было построено 8 каменных церквей. Однокупольная ц. Домняскэ (во имя св. Антония), самая древняя из сохранившихся, также находится на территории княжеского дворца. Она была перестроена воеводой Мирчей Чобану ок. 1554 г., относится к триконховому типу храмов, наиболее распространенному в Румынии с сер. XIV в. (напр., ц. Св. Троицы мон-ря Козия, 1386-1389); портал создан в 1715 г.
По образцу ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш (1512-1517) в мон-ре Раду-Водэ построена ц. во имя св. Троицы господарем Александру II Мирчей. Это триконх с 4 куполами, 12 колоннами в расширенном пронаосе, с барочным иконостасом; церковь была реконструирована в 1614-1623 гг. и в сер. XIX в. Рядом расположена часовня Букур, основанная в 1402 г. Мирчей Водэ (согласно надписи, сделанной в 1869 и не подтвержденной археологическими данными), ее совр. облик сложился в сер. XVIII в.
На вост. окраине Бухареста находится мон-рь Мэркуца с церковью, восстановленной во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. при Константине Брынковяну дочкой судьи Марка (или Мэркуцэ) Вишаной. Храм старейшего в городе мон-ря Михай-Водэ, основанного в XV в., построен Михаем Храбрым в 1589-1591 гг. по образцу церквей Раду Великого (нач. XVI в.). Он имеет 3 купола и двухуровневый декор, как в Дялу (ок. Тырговиште). Портал был создан в 1711 г., церковь перестраивалась в 1827-1838 гг., реставрировалась в 1928-1935 гг. В 1985 г. этот храм и вост. колокольня перенесены на др. место, холм Михай-Водэ был срыт.
Активное церковное строительство пришлось на время правления Матея Басараба (1632-1654). В Бухаресте было реконструировано более 50 церквей в соответствии с новыми архитектурными принципами, расположением звонницы над пронаосом и строительством открытого колонного притвора. Были воздвигнуты церкви в Бэтешти (перестроена в 1764), во имя св. апостолов (звонница и живопись 1715), св. Параскевы в предместье Олтени (разрушена в 1987), св. Спиридона на антиохийском подворье (пронаос расширен в 1747), во имя свт. Николая (1646, 1827); монастырский комплекс Плумбуйта (основан ок. 1540, в 1647 сооружены княжеская резиденция и звонница над воротами).
Ок. 1656 г. господарь Константин Шербан Басараб и его супруга Бэлаша заложили новый митрополичий собор во имя св. Димитрия (местонахождение мощей св. Димитрия Басарбовского, Болгарского) по типу церкви в Куртя-де-Арджеш с колонным портиком и звонницей; возведен в 1698 г. Сохранились фрагменты фресок 60-х гг. XVII в. и архиепископский трон (1730). Рядом, на месте игуменских покоев, был возведен патриарший дворец с часовней (60-70-е гг. XVII в.), в к-рой сохранились фрагменты декорации и резной иконостас 1723 г. (реставрирована в 1932-1935). Конструктивно-планировочное решение Димитровского собора повторено в церкви мон-ря Котрочени (1679, не сохр., граненые колонны со стилизованными сталактитами заимствованы из декора церкви в Куртя-де-Арджеш). Барочные формы портика собора были использованы мастером Григоре Корнеску в часовне Доамней (Княгинина), воздвигнутой по указанию кнг. Марии в 1683 г. (сохр. росписи греч. мастеров Константина и Иоанна).
В правление св. Константина (Брынковяну) (1688-1714) сложился стиль архитектуры, названный впосл. его именем, в к-ром совместилось использование старых принципов постройки (колонный портик, звонница над пронаосом) и новых декоративных элементов стиля барокко: двухъярусной аркатуры, наличников, типичных для молдав. храмов, витых колонн, гирлянд, вост. мотивов и др. Первая постройка такого типа - часовня св. Георгия (1688) в Могошоае, дворцовом комплексе в 14 км к северо-западу от центра Бухареста; часовня прямоугольная в плане с 6-колонным портиком, башней, примыкающей с севера, расписана фресками (ок. 1710). В 1695-1702 гг. спафарий Михай Кантакузино возвел церковь в мон-ре Колця, украшенную кубовидными капителями с изображениями символов евангелистов работы мастера Мира, и храм Фундений Доамней (1699, сохр. портал работы мастера Мира) с фресками и стуковым орнаментом, расположенным в 3 регистра, навеянным персид. мотивами. для эволюции стиля показательно конструктивно-планировочное решение ц. во имя св. Георгия (новой), построенной в 1703-1707 гг. на месте храма XVI в., где похоронены св. Константин (Брынковяну) и Йоан Маврокордат. Особенность этого двухкупольного храма в том, что за счет добавления 2 витых колонн подкупольное пространство в пронаосе смещено к центру. К 1714-1715 гг. относится строительство церкви мон-ря Антим в форме триконха с 3 арками, отделяющими пронаос от наоса, и 10-колонным портиком; «роза», украшающая фасад, добавлена в XIX в. Орнаментальная резьба дубовых дверей и каменной алтарной преграды предположительно исполнена митр. Антимом Ивиряну, приехавшим с Афона.
Влияние стиля Брынковяну ощутимо в храмовом зодчестве XVIII в., но особенно композиционная и декоративная изысканность характерна для архитектуры в период правления Николае Маврокордата, первого фанариота (1716-1730). До 1986 г. просуществовал выстроенный при нем монастырь Вэкэрешти- ансамбль на просторном участке в 18 тыс. кв. м на юге Бухареста. Его собор (1716, 1719-1722) повторял облик ц. св. Георгия (новой), имел пронаос типа «вписанного креста», портик с трехлопастными арками и 10 коринфскими колоннами, над ним были возведены 2 декоративных купола. На территории мон-ря выстроили часовню-триконх (1736), княжеский дворец (уменьшенная копия Могошоаи) и др. здания. Орнаментальное богатство, использование рельефов, в т. ч. с композициями на мифологические сюжеты (напр., Самсон и лев), украшавших верхнюю часть фасада и балюстраду, характерны для церквей Крецулеску (1720-1722, фасады оформлены во 2-й пол. XIX в. в стиле неоготики, росписи интерьера созданы Г. Таттареску) и Ставрополеос (1724-1730, однокупольный триконх, дворик создан в 1899 архит. Й. Минку).
В сер. XVIII - нач. XIX в. были построены церкви: Домница Бэлаша (ок. 1736-1751, перестроена в 80-х гг. XIX в. в визант. стиле архит. А. Орэску), Албэ (белая, перестроена после 1944), св. Елевферия (старая, 1741-1744, перестроена в 1934), Пантелеимонова мон-ря (основан ок. 1735 Григоре Гикой II, разрушен при Н. Чаушеску), Скитул Мэгуряну (1756, перестроена в 1881-1884), Олари (50-е гг. XVIII в.), во имя св. Спиридона (новая, 1758-1768, перестроена в 1852-1858 гг. в стиле неоготики, сохр. живопись Таттареску, витражи), св. Стефана (1768), св. Елевферия (новая, 1774, перестроена в визант. стиле в 30-х гг. XX в. архит. К. Йоцу), Изворул Тэмэдуйрий (Живоносного Источника, основана кн. Н. Маврогени, приехавшим в 1787 с о-ва Парос, разрушена в 80-х гг. XX в.) и др.
После Адрианопольского мира, заключенного в 1829 г., возникли постройки в стиле неоклассицизма, напр. ц. Теюл Доамней (1833) ок. дворца кн. Григоре Гики VIII на берегу оз. Тей, имеющая в плане эллипс. С сер. XIX в. в архитектуре церквей Злэтари (1850), вмц. Екатерины (1852), в творчестве Таттареску, Минку, Г. Черкеза и др. появились черты национального романтического стиля.
К 1890 г. в Бухаресте было построено 340 румын. правосл. церквей, 14 греч., 2 католич. (Бэрэция (1578) и собор св. Иосифа (1666), перестроенный архит. Шмидтом в 1883) и 2 протестант. храма. В нач. XX в. в церковном зодчестве использовались различные архитектурные стили. греч. церковь Амзей (1901) построена в виде псевдопериптера с 6-колонным ионическим портиком, рус., во имя свт. Николая Мирликийского,- с 7 луковичными куполами (1905-1909, в наст. время - часовня св. Саввы Бухарестского ун-та), итал. в стиле Браманте (1915-1919, архит. М. Стоппа) и др. В музее села, в сев. части Бухареста, сохранилась деревянная церковь XIX в. из с. Рэпчуни (жудец Нямц). Во время землетрясения 4 марта 1977 г. и в связи с градостроительными работами 80-х гг. была разрушена 1/5 часть города.
На территории Б. а. находятся памятники архитектуры: в жудеце Илфов - в мон-ре Снагов (основан в XIV в., Успенский собор 1517-1521, росписи 1563), ц. мон-ря Кэлдэрушани (1638, иконостас 1855 работы Н. Григореску, росписи 30-х гг. XX в.), церковь в г. Буфтя (1669), в мон-рях Черника (основан в 1608, церкви во имя свт. Николая, 1815, и св. Георгия, 1831-1843, построенная св. Каллиником, к-рый тогда был архимандритом) и Пасэря (деревянная церковь нач. XIX в.); в мон-ре Самуркэшешти в с. Чорогырла (1830); в жудеце Прахова - в монастырях Синая (малая церковь построена Михаем Кантакузино в 1695, музей религии с 1895), Кея (церковь, 1835, на месте деревянной (1770), росписи мастера Наума из школы Бузэу), Гигиу (1814, перестроена в 1866, росписи Таттареску), собор св. Иоанна в Плоешти (1841, нартекс и колокольня в 1923, архит. Т. Соколеску); в жудеце Джурджу - в мон-рях Комана (основан в 1462 Владом Цепешем, перестроен в 1609 Раду Шербаном Водэ, реконструирован Константином Кантакузино в 1699 - их надгробия сохранились в княжеском некрополе), Бабеле (1492-1493, перестроена в 1799), ц. свт. Николая в Джурджу (построена на пожертвование имп. Николая I в 1830) и др.