БЫКОВСКИЙ
Том VI , С. 410-411
опубликовано: 7 ноября 2009г.

БЫКОВСКИЙ

Михаил Доримедонтович (29.10.1801, Москва - 9.11.1885, там же), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график, один из родоначальников архитектурной реставрации в России (Чудов мон-рь и Архангельский собор Московского Кремля).

Род. в семье столяра и резчика по дереву, обучался архитектуре у Д. И. Жилярди, с 1818 г. работал его помощником. От имп. АХ получил звание архитектора (1828), за проект «Карантин при морском береге на 250 человек» удостоен звания академика архитектуры (1831). С 1823 г. преподавал в Московском дворцовом архитектурном уч-ще (МДАУ), с 1832 г. член конференции МДАУ, в 1836-1842 его директор. В кон. 20-30-х гг. Б. разработал новый устав для МДАУ и перестроил систему образования архитекторов на основе принципов проектирования. Речь, произнесенная им на торжественном акте в МДАУ в 1834 г., была программной для разработки романтического стиля в архитектуре. Один из основателей художественного класса в Москве (в 1844; впосл. МУЖВЗ). В том же году он был назначен чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и активно включился в процесс реконструкции и благоустройства Москвы, направленный на выявление национального своеобразия города. Средоточием городского ансамбля должны были стать Кремль, окруженный колокольнями мон-рей, и храм Христа Спасителя. Б. принимал участие в составлении проекта перестройки района, примыкавшего к площади Тверской заставы (1838), проектировал Духовную семинарию (проект 1836 был изменен), богадельню Горихвостова (1837), Мещанское уч-ще, Земледельческую школу (все - 1840) и др.

Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ)Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ)В 1838 г. Б. стал членом комиссии совета по постройке в Москве храма Христа Спасителя. В 1842 г. был назначен старшим архитектором Попечительского совета заведений общественного призрения, руководил строительством и поддержанием в порядке больниц, приютов, богаделен, домов призрения, смирительных, работных домов и др. По проекту Б. был перестроен Опекунский совет (1846), сооружены Странноприимный дом в Хамовниках секунд-майора А. Ахлебаева (1849) и Рогожская богадельня (1854). В 1847 г. был назначен старшим архитектором Воспитательного дома, в 1853-1857 гг. занимался его перестройкой.

По мнению Е. И. Кириченко, впервые с петровских времен храмовое строительство в творчестве Б. приобрело самостоятельное значение. Ряд московских построек, выполненных по проектам Б. (колокольня Страстного мон-ря (проект 1849, не сохр.), ц. Св. Троицы на Грязех (проект 1856, перестроена), ц. св. Никиты мученика в Ст. Толмачах (проект 1857, не сохр.), колокольня Никитского мон-ря (проект 1860, не сохр.)), играли важную градостроительную роль, организуя архитектурно-художественное пространство Москвы. Программным произведением Б. в стиле романтизма явился мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (проект 1859, перестроен), представлявший собой сплав античного и ренессансного наследия, рус. классицизма и древнерус. зодчества.

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском мон-ре. 1851–1859 гг. Фотография. 2000 г.Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском мон-ре. 1851–1859 гг. Фотография. 2000 г.К др. группе построек относятся храмы, включенные Б. в ранее созданные живописные нерегулярные ансамбли: церкви с больничными палатами во имя Сошествия Св. Духа в Зачатьевском мон-ре (проект 1846, не сохр.) и св. Алексия, человека Божия (проект 1853, перестроена), в Новоалексеевском мон-ре, ц. Воскресения Христова в Покровском мон-ре (проект 1846), Владимирский собор и трапезная ц. в Спасо-Бородинском мон-ре (проект 1851). В постройках Спасо-Бородинского мон-ря сближаются рус. архитектурные традиции (пятиглавие) и визант. (усложнение объема здания по сторонам цилиндрическими выступами-апсидами). При перестройке ряда московских монастырей им были использованы традиционные формы московского допетровского зодчества (колокольня Страстного мон-ря и ц. св. Никиты мученика в Ст. Толмачах, комплекс Иоанно-Предтеченского мон-ря в Москве) и готические формы западноевроп. архитектуры.

В 30-50-х гг. Б. выполнял проекты для создания и перестройки ряда загородных поместий. Его лучшим произведением в этой области стало Марфино, усадьба гр. Паниных, перестроенная в 1831-1845 гг. в романтическом стиле. Б. также проектировал иконостасы, создавал живописные панорамы, театральные декорации, предметы прикладного искусства, мебели, утвари. В 40-50-х гг. переделывал интерьеры в Останкинском дворце, в домах гр. Шереметевых на ул. Воздвиженке и Никольской, др. частных особняках.

В 1860 г. Б. отказался от должности старшего архитектора Приказа общественного призрения, затем покинул службу в Воспитательном доме и при московском генерал-губернаторе, ограничившись частной практикой. В 1867 г. Б. стал организатором и первым председателем МАО. В кон. 60-х гг. теоретические воззрения Б. на сущность архитектуры пополнились идеями о стилеобразующем значении строительных материалов и конструктивных особенностях строения. Б. искал новые стилевые решения, используя наследие неклассической архитектуры, что получило распространение в эпоху эклектики. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Соч.:Речь о неосновательности мнения, что архитектура греческая, или греко-римская, может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях. М., 1834.
Арх.: ГИМ ОАГ. Р-1560. Папка 19. Р-2859, 2860; ГИМ ОПИ. ф. 327. Д. 5, 15, 16; РГАДА ДО. д. 16092. Л. 1; Д. 16118. Л. 90-91; д. 16124. Л. 33-34; Д. 46992 Л. 44 об.; Д. 47013. Л. 24 об.; д. 47028. Л. 36; Оп. 50. Д. 7253; РГИА. Ф. 789. Оп.1. Д. 1218. Л. 2-3; ЦГИАМ. Ф. 4. Св. 1110. Д. 262. Л. 18; Ф. 16. Оп. 7. Д. 89603. Л. 62, 128, 139 об.; Оп. 24. Д. 988; Ф. 54. Оп. 184. Д. 16. Л.1, 2; Ф. 163. Оп. 4. Д. 399. Л. 96; Ф. 459. Оп. 1. Д. 4283. Л. 1, 2; Ф. 2186. Оп. 1. Д. 1.
Ист.: Московский некрополь / Сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. СПб., 1907. Т. 1. С. 161; Быковские Н. М. и К. М. М. Д. Быковский // Рус. художественный архив. 1892. Вып. 1. С. 3-6; Вып. 2. С. 70-79.
Лит.: Ист. записка о деятельности МАО за первые 30 лет его существования, 1867-1897. М., 1897; Речь М. Д. Быковского. Жизнь и архитектурная деятельность М. Д. Быковского // Торжественное чествование 29 окт. 1901 г. столетней годовщины со дня рожд. М. Д. Быковского. М., 1903; Дьяконов М. В. К биогр. словарю моск. зодчих // Рус. город. М., 1976. Т. 1. С. 286-287; Гумбург Ю. Михаил Быковский. М., 1988; Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988; Быковский М. Д. // ЗМВЭМН. 1998. С. 46-48.
Е. Э. Спрингис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
  • БРУНИ Федор Антонович (1799 - 1875), рус. живописец, график
  • БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), рус. живописец
  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник
  • ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер
  • БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737/8 - 1799), рус. архитектор
  • БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? - 1693), живописец Оружейной палаты
  • БАРМА (XVI в.), зодчий
  • БЕНУА семья рус. художников и архитекторов
  • БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры
  • БУХВОСТОВ Яков Григорьевич (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), рус. архитектор
  • ВИТБЕРГ (1787 - 1855), российский живописец и архитектор
  • ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 (1760?) - 1814), рус. художник и архитектор
  • ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)