(† ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Cогласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов (Sollerius J.-P. Observationes // PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином, еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I (Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.).
Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского.