Вáрака ибн Науфал ибн Асад [араб. ], араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада.
Сведения о В. скудны и часто полулегендарны. Он жил в Мекке во 2-й пол. VI - нач. VII в. и принял христианство уже в зрелом возрасте, когда совет одного христианина помог ему спасти свою жизнь от гнева Амра ибн Аби Шамира из династии Гассанидов. Считался сведущим в вопросах вероучения, читал Свящ. Писание, писал на древнеевр., возможно, знал кроме него сир. и (или) греч. Вел праведный образ жизни: В. упоминается среди немногочисленных аравийских праведников, еще до ислама добровольно отказавшихся от употребления спиртных напитков, от гадания и азартных игр с использованием особых стрел (азлам). Сохранилось неск. его элегий и др. стихотворных произведений на араб. языке, написанных в традиц. манере.
Вопрос о том, какое христианство исповедовал В., остается не вполне ясным. Вероятно, он принадлежал к одному из иудео-христ. объединений (к елкезаитам/елкессеям или к назареям), именуемых в Коране и доисламской поэзии термином «насара», к-рый позднее в классическом араб. стал обозначать христиан вообще. На связь В. с иудео-христианами указывает сообщение о том, что В. делал выписки из Евангелия на древнеевр. языке: речь, вероятно, шла о Евангелии от Матфея на арам., записанном квадратным письмом. В. считается одним из ханифов, монотеистов-богоискателей доисламской Аравии, однако нет оснований предполагать, что ханифы были объединены в особую общину, одним из лидеров к-рой являлся В.
В. был тесным образом связан с Мухаммадом и его родом. Родная сестра В. пыталась безуспешно соблазнить Абдаллаха, отца Мухаммада, перед тем, как за него посватали Амину, поскольку сама хотела стать матерью буд. пророка. О тех признаках, по к-рым можно определить отца пророка (в частности, исходящее от него сияние), она узнала от брата. По-видимому, подобные суеверия, связанные с представлением о скором пришествии пророка из «сынов Исмаила», были тогда распространены среди аравийских христиан. В. неоднократно проявлял заботу о Мухаммаде. Когда Амина потеряла посреди Мекки своего малолетнего сына, В. помог отыскать его. Овдовевшая Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад стала первой женой Мухаммада по совету В., к-рый приходился ей двоюродным братом по отцовской линии. После того как Мухаммаду, согласно мусульм. традиции, было впервые ниспослано откровение, она, а затем и ее супруг, обратились именно к В. Тот разъяснил, что гигантская фигура, с к-рой Мухаммад общался на горе Хира в окрестностях Мекки, был архангел Гавриил, к-рый прежде являлся Моисею. В. первым признал Мухаммада пророком и предсказал, что его ожидают преследования. Сочувственно относился к мусульманам: вступился за раба-эфиопа Билала, буд. первого муэдзина, к-рого мучили мекканцы-язычники. Вероятно, именно от В. Мухаммад познакомился со мн. библейскими и христ. преданиями, нашедшими отражение в Коране. В. умер христианином еще до того, как пророк открыто призвал мекканцев к принятию ислама (т. е. в самом начале 10-х гг. VII в.). Он явился Мухаммаду во сне в белых одеждах, поэтому среди мусульман распространено убеждение, что В. после смерти попал в рай.