(† 1585, Стефанов Махрищский мон-рь (совр. Владимирская обл.)), свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых), еп. Суздальский и Тарусский.
Его прадед иером. Серапион был современником прп. Стефана Махрищского († 1406), составил о святом первоначальные записи и рассказывал о нем своему правнуку. Буд. иерарх, очевидно, принял постриг в Стефановом Махрищском мон-ре, в 1557-1570 гг. являлся его игуменом. Царь Иоанн IV Грозный пожаловал в 1557 г. 200 р. на возведение в обители каменного храма; при копании рвов во время строительства совершилось обретение мощей прп. Стефана, о чем В. сообщил Московскому митр. св. Макарию, к-рый благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников. В. продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие прп. Стефана описанием совершившихся чудес и рассказами, к-рые слышал от прадеда. Свой труд он представил царю и митр. Макарию. По благословению святителя этот труд рассматривал игум. Даниловского мон-ря Иоасаф, к-рый, прибыв в Махрищский мон-рь, доработал житие и составил службу преподобному. Митр. Макарий благословил их употребление. 14 июля 1557 г., в день памяти прп. Стефана, В. благословил мон. Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить собравшихся в мон-рь богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в мон-рь церковную утварь и сосуды, а царица Анастасия Романовна - облачения на престол. При В. были также поставлены кельи для братии, в обитель поступали вклады, были сделаны приобретения недвижимого имущества. В 1560 г. по благословению митр. Макария В. возрождал запустевший Авнежский в честь Св. Троицы муж. мон-рь и собирал сведения о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авнежских, учеников прп. Стефана. В Авнежском мон-ре стараниями В. были устроены Троицкий храм с приделом вмч. Георгия и Благовещенский храм, трапезная и кельи, обитель была приписана к Махрищскому мон-рю. Игум. Иоасаф, основываясь преимущественно на рассказах В., составил Житие преподобных Григория и Кассиана.
В нач. июня 1570 г. митр. Кирилл хиротонисал В. на Суздальскую кафедру (Сб. РИО. СПб., 1892. Т. 71. С. 673). Возможно, поставление махрищского игумена связано с особым благоволением царя Иоанна Грозного к обители - Махрищский мон-рь был одним из немногих монастырей, к-рые, не входя в «удел», назначенный себе царем, были приняты в опричнину. О благоволении царя к В. говорит также крупный земельный вклад (неск. сел) в суздальский архиерейский дом по погибшем в московском пожаре в 1571 г. кн. И. Д. Бельском (грамота от 20 нояб. 1572). Пожалования такого рода в др. архиерейские дома неизвестны, обычно они делались в мон-ри. В 1578 г. царь дал В. грамоту взамен сгоревшей жалованной грамоты вел. кн. Василия III (1530), в к-рой объем предоставленных льгот был существенно больше, нежели пожалования Василия III; в 1584 г. В. добился подтверждения этой грамоты от царя Феодора Иоанновича.
В. участвовал во мн. важных церковно-гос. событиях: вместе с др. иерархами в 1571 г. ручался пред царем за руководителя земщины кн. И. Ф. Мстиславского; 29 апр. 1572 г. подписал соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в 4-й брак (ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284); по-видимому, принимал участие в последовавшей вскоре интронизации митр. Антония, в 1581 г., очевидно, был участником интронизации митр. Дионисия. 15 янв. 1580 г. последовал соборный приговор о церковных и монастырских вотчинах, ограничивший в дальнейшем увеличение недвижимых имуществ Церкви (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 57-59). В. подписал и скрепил своей печатью решения Собора в числе др. епископов. В 1578 г. Суздальский архиерей присутствовал на Соборе, канонизировавшем к местному почитанию прп. Иосифа Волоцкого.
В. был очевидцем чудес, к-рые совершались молитвенным предстательством прп. Евфросинии Суздальской, погребенной в суздальском Ризоположенском жен. мон-ре. Он направился в Москву, чтобы сообщить о них царю и митрополиту, созванный митр. Антонием в 1580 г. Собор причислил прп. Евфросинию к лику святых. Перу В. принадлежит рассказ об обретении им жития преподобной - «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». В иллюминированных списках Жития прп. Евфросинии встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие прп. Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет житие и канон прп. Евфросинии царю Иоанну Грозному».
Московский летописец называет В. в числе участников венчания на царство в 1584 г. Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). Последним документом, где названо имя В., является соборный приговор от 20 июля 1584 г., подтвердивший решения Собора 1581 г. об ограничении церковных имуществ в последующее время и принявший решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). В 1584 г. святитель оставил кафедру и удалился на покой в Махрищский мон-рь, попечения о к-ром он не оставлял и во время своего управления Суздальской епархией (делал вклады в 1577 и 1583). Покидая Суздальскую кафедру, В. взял с собой Тихвинский образ Богоматери, впосл. почитавшийся в обители, в XIX в. с ним совершались монастырские крестные ходы.
Память о святителе сохранялась в Махрищском мон-ре. В 1670 г. на вклад царя Алексея Михайловича на гробницу В. был сшит покров и поставлена «свеча деревянная, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому» (Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 50). В дни кончины В. и его именин в мон-ре всегда творились панихиды. На месте погребения святителя была поставлена гробница, прежде находившаяся под мощами прп. Стефана, отреставрированная в 1906 г., рядом сохранялся архиерейский жезл В. Закрытый в советское время Махрищский мон-рь начал возрождаться в 1993 г., стала возрождаться и память о В. В 2000 г. он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.