[санскр. ], священная местность и город в Индии, религ. центр; одно из мест паломничества для индуистов, особенно для вишнуитов, у к-рых В.- метафора вечного мира, божественного рая, где пребывает освобожденная душа после долгих скитаний и перенесенных тягот.
В. расположен на зап. берегу р. Джамны (старое название - Ямуна), в 15 км от Матхуры (шт. Уттар-Прадеш), в историко-культурной обл. Брадж. В инд. религ. лит-ре (напр., в «Бхагавата-Пуране») В. описывается как прекрасная лесная местность, где провел детские и юношеские годы бог-пастух Кришна. Родившийся в царской семье в Матхуре, он был тайно передан отцом в сел. Гокула из-за грозившей ему гибели от руки дяди, демона Кансы. После новых покушений Кансы приемные родители Кришны переселились во В. Здесь юный бог пас скот вместе с др. пастухами, проказничал, на берегу реки забавлялся с девушками-пастушками (гопи) - все это описано в художественной лит-ре, легло в основу драматических представлений, танцевальных пантомим, изображается в скульптурах, миниатюрах и др. видах живописи Индии. История любовных отношений Кришны с пастушкой Радхой как символ вечного стремления человеческой души к Богу и трудностей, встречающихся на этом пути, стала объектом размышлений и интерпретаций в философии, различных формах религ. культуры и искусства.
Совр. город В. был построен на берегу реки, где, по преданию, и проходили ночные встречи Кришны с гопи. Пик культурного развития пришелся на XVI в., когда эта местность была идентифицирована с мифами о Кришне; во многом этому способствовала деятельность учеников Чайтаньи, бенг. мистика и проповедника бхакти, создавших течение гаудия вайшнава. Религ. группа Шести Госваминов, среди к-рых были Рупа и Санатана Госвамины, при поддержке раджей Раджастхана систематизировала религ. практику и верования кришнаитов и заложила основы храмового строительства, вишнуитского религ. и философского образования. В развитии культуры В. участвовали также последователи Радхаваллабхи, Валлабхи и Нимбарки, в той или иной мере здесь представлены все вишнуитские направления.
В. называют городом 5 тыс. храмов; один из старейших, Мадан Мохан (1580), связанный с личностью Чайтаньи, был построен под покровительством Капура Рам Даса из Мултана. Мурти (образ) Кришны, Мадан Гопал, был перенесен сюда из Караули (Раджастхан) и т. о. спасен в эпоху гонений Аурангзеба. Храм Говинд Дева построен в форме греч. креста Ман Сингхом в 1590 г., он объединяет черты инд. и мусульм. архитектуры. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. здесь были воздвигнуты храмы Рангаджи (1851, в дравидийском стиле), Банки Бихари (1864, направление Нимбарки), Радха Валлабха, Шахджи (1876), Джайпурский (1917). Паломниками почитается Сева Кундж - место, где, по преданию, Кришна устраивал лилы (игры с пастушками), место самадхи (освобождения от тела) поэта и св. Свами Харидаса.
Особенно большое число паломников бывает во В. в период сезона дождей. По преданию, в это время все окрестные паломнические места «сходятся», чтобы почтить В. Люди верят, что природа В. преобразовалась под влиянием божественного присутствия: особо почитаются изогнутые деревья на берегу реки, к-рые, как считается, приняли форму фигур пастушек, танцующих под звуки флейты Кришны. В сезон дождей здесь ставятся танцевально-драматические представления - кришналилы (раслилы) с участием профессиональных актеров, танцоров и верующих.