ВИКУЛИН
Том VIII , С. 464-465
опубликовано: 13 марта 2010г.

ВИКУЛИН

Даниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). ФрагментДаниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). ФрагментДаниил (1653 - 12.10.1733, Выговское общежительство), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства. Именем В. называется согласие старообрядцев-беспоповцев, ведущее начало из Выговского мон-ря: данилово согласие, даниловщина (см. Поморское согласие). В. жил в Новгороде, затем был дьячком в церкви с. Шуньга в Заонежье (до 1682). Уже в это время он тесно общался с проповедниками старообрядчества в Поморье, выходцами из Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря иеродиаконами Игнатием и Пимином. Духовным отцом В. был др. известный деятель старообрядчества - игум. Беседного во имя свт. Николая мон-ря Досифей, позже старец Варлаам (Быков). Во время усиления гонений на старообрядчество во 2-й пол. 80-х гг. XVII в. В. скитался по побережью Белого м. Придерживался взглядов о допустимости самосожжения «по нужде». В 1691 г. по просьбе старообрядцев вернулся в новгородские пределы и поселился вместе с ближайшими соратниками, в т. ч. Петром Прокопьевым, на оз. Сарозеро, в келье Игнатия Соловецкого, откуда в 1692 г. они перешли на р. Рязанку, в кельи Емельяна Повенецкого. Сюда стали приходить окрестные крестьяне, жители Москвы, Н. Новгорода, др. городов, поселение быстро разрасталось. В. неоднократно выходил в окрестные села, проповедуя старообрядчество, подвергался преследованиям, однако пойман не был.

В 1694 г. вместе с А. Денисовым (см. Денисовы) В. основал Выголексинское общежительство, был его первым киновиархом, сохранял руководство духовной жизнью обители до самой смерти (светские дела в 1702 были переданы А. Денисову), имел много духовных детей. После того как Выговское общежительство было приписано к олонецким Петровским заводам (1705), летом следующего года В. руководил экспедицией по поиску железной руды в районе Выговской пуст. В 1718 г. подвергся аресту на Петровских заводах в связи с намечавшимся правительственным розыском по Выговскому общежительству, но благодаря хлопотам выговцев и ходатайству начальника заводов В. И. Геннина вскоре был отпущен. В 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. без благословения В. на Выге не совершалось ни одно начинание, будь то строительство в муж. и жен. мон-рях, контакты с властями, оказание помощи др. старообрядческим общинам. В. имел дочь Анастасию, к-рая жила в Лексинском мон-ре; в кон. XVII в. вывез из Устьрецких заводов на Выг свою сестру (имя неизвестно) с мужем Л. Баталовым и детьми.

В 1706-1708 гг. В. выступил оппонентом правосл. свящ. Петровских заводов Иосифа, к-рый направил выговцам 4 полемических послания. Как духовный наставник пустыни В. написал неск. сочинений, призывающих соблюдать монастырские порядки: 2 послания к инокиням Лексинской обители о «неполезных дружбах», поучение о молчании. Перед смертью составил духовное завещание и предсмертное прощальное слово. Старообрядческие писатели посвятили В. слово и вирши на день тезоименитства, неск. надгробных слов и слов на дни ежегодного поминовения, а также отдельную службу.

Лит.: Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 74-77; Островский Д. В. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей // Древнерус. книжность. Л., 1985. С. 174-200; Гурьянова Н. С. Духовные завещания выговских большаков // Традиционная духовная и материальная культура рус. старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 96-102; Понырко Н. В. Даниил Викулин // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 248-250; Демкова Н. С. Вновь найденный подлинник «Дела об олонецком раскольнике Терешке Артемьеве» 1695 г. // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. С. 176-189; Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 328-342; она же. Неизвестная страница полемики выговских старообрядцев с официальной Церковью: Предыстория «Поморских ответов» // Там же. 1999. Т. 51. С. 404-416; она же. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 16, 25-28, 34, 37, 44-46, 48, 50-53 и др.; Т. 2. С. 30-31, 187, 198-199, табл. 1-6.
Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского
  • ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
  • АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
  • АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
  • АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
  • БЕСПОПОВЦЫ общее названиее одного из двух основных течений старообрядчества
  • БОРИСОВ Андрей (1734 - 1791), киновиарх Выголексинского общежительства
  • ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883 - 1965), деятель старообрядческого поморского согласия