ВИТЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том VIII , С. 573-574
опубликовано: 20 апреля 2010г.

ВИТЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), в Витебске (Белоруссия). В 1839 г. В. м. присоединился из униатства к правосл. Церкви.

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и епархиальное жен. уч-ще в Витебске. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и епархиальное жен. уч-ще в Витебске. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Мон-рь был основан при ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, построенной между 1320 и 1346 гг. к северо-западу от Витебска, при впадении Гапеева ручья в Зап. Двину, попечением вел. кнг. Марии Ярославны († 1346), супруги литов. вел. кн. Ольгерда, правившего в Витебске с 1320 г. Ктитором храма была также 2-я жена (с 1349) вел. князя - Иулиания Александровна († 1392), дочь мч. вел. кн. Александра Михайловича Тверского. Поздние источники смешивают имена жен вел. кн. Ольгерда и ошибочно называют основательницей Свято-Духовского храма вел. кнг. Иулианию (ср.: ПСРЛ. Т. 32. С. 67, 194 и др.; Улащик Н. Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985. С. 224). Местная легенда приписывает вел. кнг. Иулиании основание при церкви жен. мон-ря, в к-ром весной 1392 г. она приняла схиму с именем Марфа (Кулагiн. С. 229). Однако ранние летописные источники свидетельствуют, что по крайней мере последние месяцы жизни кнг. Иулиания провела в Киеве при дворе кн. Владимира (Василия) Ольгердовича. В Киеве перед смертью она приняла монашеский постриг с именем Марина и была похоронена в Киево-Печерской обители (ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 219). По-видимому, первоначально Свято-Духовский храм был деревянным, первое упоминание о каменной церкви относится к 1618 г.

В кон. XIV - нач. XV в., при постройке в Витебске Нижнего замка, ц. Сошествия Св. Духа «в Поле» вошла в черту города и вскоре стала одной из главных городских святынь. В привилеях литов. вел. кн. Витовта (между 1396-1399), польск. кор. и литов. вел. кн. Казимира IV Ягеллончика (1456 или 1486) на права и вольности боярам и мещанам Витебска, впосл. подтвержденных польск. королями и литов. вел. князьями Александром Ягеллончиком (16 июля 1503) и Сигизмундом I (23 июля 1511), правители Польско-Литовского гос-ва обязались в витебские правосл. «церкви Божьи не вступатися, в дом Божий Святого Духа, и в дом Божий Благовещания Пречистое, и в иные церкви не вступатися» (Vitoldiana. № 2. S. 6-7; АЗР. Т. 1. № 204. С. 351-352).

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. № 65. С. 54).

После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы), но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел (Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» (Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

В нояб. 1654 г., в ходе русско-польск. войны, Витебск заняли московские войска. Свято-Духовская ц. пострадала во время боев за город, в 1661 г. она была отремонтирована, в ней возобновилось правосл. богослужение. В результате Андрусовского перемирия 1667 г. Витебск был возвращен Речи Посполитой. С этого времени в городе начался новый этап национально-религ. гнета, возобновился активный передел земли в пользу католич. Церкви.

18 янв. 1697 г. указом униатского Полоцкого архиеп. Михаила Мартина Белозора земскому судье кн. Ф. Лукомскому было разрешено основать при Свято-Духовской ц. базилианский (см. ст. Василиане) жен. мон-рь для сестер, «в унии пребывающих». Насельницам был предоставлен участок земли под строительство и огород. В результате 1-го раздела Речи Посполитой (1772) Витебск вновь вошел в состав Российского гос-ва. В 1792-1793 гг. на средства мещанина П. Бибикова и его сыновей Свято-Духовский храм был перестроен, в левой башне были повешены колокола, под церковью разместилась крипта с погребениями, были устроены 2 ризницы, 7 алтарей. В мон-ре, по-прежнему принадлежавшем униатам, были возведены каменные 2-этажные келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки. При обители существовал платный пансион для 19 девочек. В нач. XIX в. в мон-ре жили 14 монахинь.

В 1839 г., после Полоцкого Собора униатского духовенства России, принявшего решение о воссоединении с правосл. Церковью, В. м. был передан Полоцкой епархии РПЦ, в 1844 г. почислен за штат, получал ежегодное пособие из казны. В 1855 г. в В. м. жили 5 монахинь. По инициативе Полоцкого еп. Саввы (Тихомирова) в кон. 60-х гг. XIX в. Свято-Духовская ц. была реконструирована: переделаны окна, разобраны 2 передние башни, вместо к-рых построена колокольня.

В 1885 г. В. м. был упразднен, нек-рое время помещения обители занимала жен. тюрьма. В нач. XX в. в монастырских постройках разместилось епархиальное жен. уч-ще, в 1902 г. по проекту архитекторов А. Павловского и П. Виноградова был построен трехэтажный учебный корпус, соединявшийся переходом со Свято-Духовской ц., к-рая стала приходской и была основательно перестроена. В янв. 1918 г. в учебном корпусе бывш. епархиального жен. уч-ща расположился Витебский губисполком. В 1923 г. Свято-Духовская ц. была закрыта, в 1941 г. в ней, по-видимому, возобновились богослужения. При освобождении города от фашистских оккупантов здание храма сильно пострадало, после 1945 г. храм был вновь закрыт, в 1962 г. взорван. Ныне на месте Свято-Духовской ц. находится корпус Витебского облисполкома (ул. Гоголя).

3 мая 2001 г. решением Свящ. Синода Белорусского Экзархата В. м. был возрожден в здании Витебского епархиального духовно-культурного центра (ул. Толстого, 15), богослужения совершаются в домовой ц. во имя равноап. кнг. Ольги. В обители 5 монахинь, настоятельница - мон. Елисавета (Самсонова). В мон-ре почитается икона Собора Киево-Печерских святых с частицами мощей прп. Дамиана Киево-Печерского.

Арх.: РГИА. Ф. 824. Оп. 2. № 144 (1829 г.); Ф. 835. Оп. 1. № 758 (1865 г.).
Ист.: АЗР. Т. 1. № 204. С. 351-353; Т. 2. № 65. С. 54-55; Т. 3. № 12. С. 46-49; Vitoldiana. № 2. S. 6-7; Грамота Владислава IV, назначающая униатам мон-ри Зап. России 14 марта 1635 г. // Витебская старина. Витебск, 1883. Т. 1. С. 115; Грамота архиеп. Полоцкого Бяллозора на фундуш Витебского жен. мон-ря при церкви Св. Духа 18 янв. 1697 г. // Там же. № 95. С. 175; Летопись Панцырного и Аверки // ПСРЛ. Т. 32. М., 1975 (по указ.); Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Пробл. религии в рус.-пол.-укр. отношениях кон. 40-х - 80-х гг. XVII в.: Док-ты. Исслед. М., 1998. Ч. 1. С. 68; Lietuvos Metrika (1387-1546). Kn. Nr. 25 (1387-1546): Užrašymµ kn. 25. Vilnius, 1998. № 116. S. 173-175.
Лит.: Памятная книжка Витебской губ. на 1865 г. СПб., 1865. С. 178-180; Макарий. История РЦ. Т. 3. С. 84; Никифоровский Н. Я. Странички из недавней старины г. Витебска: Восп. старожила. Минск, 19952; Левко О. Н. Витебск XIV-XVIII вв.: (Стратиграфия, хронология, социал.-ист. топография и технология производств). Минск, 1984. С. 9, 19, 38-39, 82, 88; Кулагiн А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусi: Энцыкл. давед. Мiнск, 2001. С. 228-229; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2001. С. 405, 452, 469-471, 514; Чантурыя Ю. .] Гарады i час // Страчаная спадчына. Мiнск, 2003. С. 51, 254, 258-259, 262.
А. В. Кузьмин
Рубрики
Ключевые слова
См.также