ВЛАДИМИР
Том VIII , С. 659-662
опубликовано: 26 апреля 2010г.

ВЛАДИМИР

Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г.Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г.(Сабодан Виктор Маркианович; род. 23.11.1935, с. Марковцы ныне Хмельницкой обл., Украина - 05. 07. 2014, Киев), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ). Из крестьянской семьи. С 9 лет исполнял различные послушания при храме во имя арх. Михаила в родном селе. По окончании средней школы в пос. Меджибож учился в Одесской ДС (1954-1958). В 1958 г. поступил в ЛДА, к-рую окончил в 1962 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христос Спаситель - Начальник мира». Преподавал в Одесской ДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 г. Херсонским и Одесским митр. Борисом (Виком) В. был рукоположен в состоянии целибата во диакона, 15 июня - во иерея, 26 авг. пострижен в монашество с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, определен ректором Одесской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1966 г. назначен зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

23 июня 1966 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением исполнения обязанностей представителя РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Хиротонию В., совершенную 9 июля 1966 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков, впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 28 нояб. 1968 г. В. был перемещен на Переяслав-Хмельницкое вик-ство Киевской епархии. С 20 марта 1969 г. епископ Черниговский и Нежинский, временно управлял Сумской епархией. В 1970-1973 гг. являлся ответственным редактором ж. «Православний вiсник». 18 апр. 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС, 9 сент. возведен в сан архиепископа. С 18 апр. 1978 г. профессор МДА. 5 июня 1979 г. В. защитил в МДА магист. дис. «Экклезиология в отечественном богословии». 3 марта 1976 г. введен в состав Комиссии по вопросам христ. единства, в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси.

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография.Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография.16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым, положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г.

3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера). 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.).

Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.В это же время в политической жизни УССР активно проходили процессы, приведшие к провозглашению Украины независимым гос-вом. Эти процессы отразились на церковной жизни. В 1989 г. объявила о своем воссоздании раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), власти активно поддерживали распространение на Украине приходов Украинской греко-католической Церкви, чрезвычайно острые формы приняло межконфессиональное противостояние на Зап. Украине. Для повышения авторитета священноначалия правосл. Церкви на Украине Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял новое «Положение об Экзархатах», предоставившее Украинскому Экзархату больше прав в самоуправлении.

10 июля 1990 г. Синод Украинского Экзархата направил Синоду РПЦ принятое 9 июля «Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ», главным пунктом к-рого была просьба о предоставлении Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 г. принял Определение об УПЦ, к-рым предоставил УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. Наименование «Украинский Экзархат» было упразднено, а Предстоятелю УПЦ был усвоен титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины».

1-3 нояб. 1991 г. в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре прошел Собор УПЦ, на к-ром было решено «обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ с просьбой даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию». Однако это обращение не было свободным волеизъявлением всего епископата УПЦ и верующего народа.

Вопрос о даровании автокефалии УПЦ рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 г., принявшем постановление: «Чтобы иметь настоящее волеизъявление Полноты Украинской Православной Церкви, иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе РПЦ». На этом же Соборе Предстоятель УПЦ митр. Филарет (Денисенко) клятвенно обещал подать в отставку в связи с имевшими место обвинениями в его адрес. Однако по возвращении в Киев он объявил о своем отказе сложить с себя обязанности Предстоятеля УПЦ, отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу.

Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г.Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г.27 мая 1992 г. Собор архиереев УПЦ, к-рый из-за невозможности проведения его в Киеве состоялся в Харькове (см. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ), сместил митр. Филарета с должности Предстоятеля УПЦ и почислил за штат с запрещением в священнослужении в связи с разоблачением в грехах, несовместимых со служением в качестве Предстоятеля УПЦ, и раскольнической деятельностью. Собор большинством голосов (16 из 18) избрал Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины В., в то время находившегося на богословской конференции в Финляндии. 27 мая на конференцию прибыл президент Финляндии, чтобы приветствовать новоизбранного Предстоятеля УПЦ.

28 мая 1992 г. Патриарх Алексий II благословил В. на служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви. В пределах Украины В. был усвоен титул «Блаженнейший» и предоставлено право ношения 2 панагий и предношения креста за богослужением (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплен за Предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Русской Церкви). Решения Харьковского Собора были утверждены 11 июня 1992 г. Архиерейским Собором РПЦ и 26 июня 1992 г. Собором УПЦ в Киеве. Поздравления новоизбранному Предстоятелю УПЦ прислали Главы Поместных Православных Церквей.

20 июня 1992 г. В. прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч правосл. клириков и мирян. Свою 1-ю проповедь архиерей начал словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине. Я не раскольник, мой путь прям». Доступ к кафедральному Владимира равноапостольного собору и митрополичьей резиденции был перекрыт боевиками из орг-ции «Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона» (УНА-УНСО). Призвав паству не применять насилия, напомнив, что «Бог не в силе, а в правде», В. направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая отныне, как и в дореволюционное время, стала резиденцией Киевского митрополита.

Митр. Владимир (Сабодан) освящает часовню, построенную в память 1000-летия Успенского Святогорского Зимненского мон-ря. Май 2001 г.Митр. Владимир (Сабодан) освящает часовню, построенную в память 1000-летия Успенского Святогорского Зимненского мон-ря. Май 2001 г.Позиция гос. власти была диаметрально противоположной настроениям правосл. верующих. Президиум Верховной рады Украины по воле президента Л. М. Кравчука и по инициативе депутата Д. Павлычка сделал заявление о непризнании решений Харьковского Собора, чем нарушил принятый в нач. 1992 г. закон Украины о свободе совести и религ. орг-циях, запрещающий любые формы вмешательства Церкви и гос-ва в дела друг друга. Кравчук отказывался встречаться с В. В подконтрольных президенту СМИ развернулась масштабная кампания по шельмованию УПЦ, ее Предстоятеля и клира, пресекались попытки журналистов объективно освещать деятельность УПЦ. Все это вызвало активное возмущение как укр., так и зарубежной правосл. общественности, принявшее такие крупные масштабы, что президент был вынужден встретиться с В. и объявить о признании его Предстоятелем УПЦ. Несмотря на это, на протяжении всего периода президентского правления Кравчука его отношение к УПЦ продолжало оставаться резко отрицательным.

В 1992 г. межрелиг. противостояние на Украине достигло своего апогея. На западе страны к 1992 г. униаты и раскольники при попустительстве местных властей практически полностью разгромили правосл. Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую епархии. Тяжелейшие испытания постигли также Луцкую и Ровенскую епархии. Правосл. архиереи, духовенство и верующие в разных регионах страны подвергались физическим нападениям, осквернялись и насильственно отбирались храмы. И тем не менее благодаря тому курсу, к-рый задал своей пастве В., православные ни разу не ответили насилием на претерпеваемое зло, религ. конфликты не переросли в гражданское противостояние. Предстоятель Украинской Церкви неоднократно заявлял, что «не допустит кровопролития между единоверными и единокровными братьями».

Вместе с тем В. постоянно возвышал голос в защиту канонического Православия, призывая власти обуздать раскольников и поддерживающие их силы. 16 сент. 1992 г. Свящ. Синод УПЦ во главе с В. обратился к президенту Кравчуку с протестом против творимого при поддержке властей беззакония в отношении канонической Церкви. В дальнейшем священноначалие УПЦ под руководством В. неоднократно выступало с заявлениями и обращениями, в к-рых осуждался экстремизм на религ. почве, попытки привнесения националистической идеологии в церковную среду, содержались призывы к отпавшим от церковного единства покаяться и вернуться в лоно Церкви.

После избрания в июле 1994 г. президентом Л. Д. Кучмы конфессиональная ситуация на Украине изменилась. Значительно уменьшилась общественная роль возглавляемой Филаретом раскольнической «Украинской православной церкви Киевского Патриархата». В частности, рухнули планы обретения этой структурой статуса гос. церкви. Положен конец искусственной изоляции УПЦ, к-рая получила возможность обращаться к обществу через СМИ. Не оказывая видимой поддержки ни одной из конфессий, гос. власть взяла курс на самоурегулирование межконфессиональных отношений.

Несмотря на трудности, с к-рыми сталкивается УПЦ, за годы служения В. в качестве Предстоятеля число ее приходов выросло с 5,5 тыс. в 1991 г. до 10554 в 2004 г., Церковь состоит из 35 епархий, ее клир составляют ок. 9 тыс. священнослужителей. Количество мон-рей увеличилось с 32 в 1991 г. до 161 в 2004 г. Ко времени избрания В. в УПЦ действовали 4 ДС и академия, к 2004 г. количество духовных школ возросло до 15. Действует ок. 4 тыс. воскресных школ. Сегодня Украинская Церковь имеет более 100 периодических изданий.

В. является почетным д-ром ряда ун-тов и научных учреждений мира, действительным членом Международной академии информатизации (при Экологическом и социальном совете ООН) и Международной кадровой академии Совета Европы. В марте 1996 г. В. был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по празднованию 2000-летия Рождества Христова. Награжден орденами РПЦ: прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1979), равноап. кн. Владимира 1-й степени (1985), ап. Андрея Первозванного (2000), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1-й степени, орденами всех Поместных Правосл. Церквей, а также гос. и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988), вел. кн. Ярослава Мудрого 5-й (2000), 4-й (2001) и 3-й (2002) степени (Украина), Дружбы (РФ, 2004).

В. известен как проповедник, ученый-богослов, духовный писатель. В 1997-1998 гг. вышло в свет 6-томное издание его трудов. В. лично редактирует важнейшие материалы, публикуемые в ж. «Православний вiсник» и ежемесячном издании «Вiсник прес-служби Украïнськоï Православноï Церкви», обращается к верующим с архипастырским словом в телепрограммах «Православний мiръ» (еженедельная) и «Православний календар» (ежедневная). Мн. стихи В. положены на музыку и стали укр. народными песнями.

Соч.: Das Opfer Christi und das Opfen Christen in der euchristischen Texten der Russischen Orthodoxen Kirche // Das Opfer Christi und das Opfer der Christen: 7. Theol. Gesprach zwischen ROK und EKD. Frankfurt, 1979. S. 76-88; Заслуги свв. Кирилла и Мефодия в просвещении слав. народов // ЖМП. 1981. № 3. С. 45-49; Богословские и пастырские вопросы формирования клира в РПЦ // ВРЗЕПЭ. 1989. № 117. С. 171-181 (укр. пер.: ТКДА. 1997. № 1. С. 5-18); Экклезиология в отечественном богословии: Магист. дис. [М.], 1997; Сб. произведений: В 6 т. М., 1997-1998; Все содействует ко благу // Вiра i розум. 2001. № 1. С. 29-30; Христ. семья - залог благополучия в обществе // Вестн. РХД. 2003. № 185. С. 65-75.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Владимира (Сабодана) во еп. Звенигородского // ЖМП. 1966. № 9. С. 3-10; Митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир, Патриарший Экзарх Западной Европы: Биография // Там же. 1984. № 11; Митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир, Управляющий делами МП: Биография // Там же. 1988. № 5. С. 13; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. 1989-1997. М., 1998; Драбинко А., диак. Православие в посттоталитарной Украине. К., 2002; Серафима, игум. Добрый пастырь Украинской земли. К., 2002.
Диак. Александр Драбинко, В. И. Петрушко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Вакарик; 1926-2003), митр. Черниговский и Нежинский УПЦ
  • ВАРЛААМ (Ясинский; 1627 - 1707), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России
  • ВАРСОНОФИЙ (Столяр Василий Петрович), митрополит Винницкий и Барский
  • ВАРФОЛОМЕЙ (Ващук Виктор Владимирович; род. 1953), митр. Ровенский и Острожский