ВЛАДИМИР
Том VIII , С. 665-667
опубликовано: 26 апреля 2010г.

ВЛАДИМИР

Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 22.03.1873, с. Быстрица Орловского у. Вятской губ.- 18.12.1959, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого, брат архиеп. Вениамина (Тихоницкого). Начальное образование получил в Вятском ДУ, в 1890-1893 гг. учился в Вятской ДС. По особому разрешению Вятского архиеп. Сергия (Серафимова) в 1894 г. был допущен к поступлению в КазДА и после успешной сдачи экзаменов зачислен в академию. Во время учебы нес послушание иподиакона у Казанского и Свияжского архиеп. Владимира (Петрова). 27 сент. 1897 г. ректором КазДА Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Владимир, в память о незадолго до этого почившем архиеп. Владимире († 2 сент. 1897), и 11 окт. того же года рукоположен во диакона. 22 февр. 1898 г. Казанский и Свияжский архиеп. Арсений (Брянцев) рукоположил В. во иерея. В том же году В. закончил КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека» и определен в Омскую епархию в Киргизскую миссию. 6 мая 1901 г. назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. по ходатайству Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) и Гродненского еп. Михаила (Ермакова) В. был переведен в Гродненскую епархию на должность настоятеля супрасльского Благовещенского мон-ря.

18 мая 1907 г. В. определено быть епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии, хиротонию, состоявшуюся 3 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский). В 1907-1912 гг. В. оказывал помощь в управлении епархией Холмскому и Люблинскому еп. Евлогию (Георгиевскому) во время его работы в 3-й Государственной думе. После начала первой мировой войны В. способствовал эвакуации мирного населения из оккупированных территорий в Россию. По причине боевых действий и наступления нем. армии В. переехал в г. Слоним, где окормлял госпитали с ранеными, неоднократно посещал солдат на передовых позициях, за что был удостоен орденов св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Активно участвовал в эвакуации из храмов и мон-рей Гродненской епархии ценностей и святынь, в авг. 1915 г. сопровождал раку с мощами мч. Гавриила Белостокского. Осенью того же года был эвакуирован в Москву, жил в Чудовом мон-ре. В 1917 г. был избран делегатом от Гродненской епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

В сент. 1918 г. В. вернулся в Гродно. Оставаясь епископом Белостокским, по благословению Патриарха Московского и всея России св. Тихона вступил в управление Гродненской и Холмской епархией, территория к-рой вошла в состав Польши. В условиях преследований правосл. населения со стороны польск. властей и мер, принимаемых правительством Ю. Пилсудского для отделения польск. епархий от Русской Церкви, В. отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. В янв. 1922 г., несмотря на давление со стороны мин-ва религ. исповеданий Польши, В. отказался подписать «Временные правила», предусматривавшие гос. контроль над правосл. Церковью и ущемлявшие права правосл. населения Польши. На проходивших в мае и июне того же года Соборах епископов польск. епархий В. и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский) отказались поддержать Варшавского митр. Георгия (Ярошевского), настаивавшего на провозглашении автокефалии правосл. Церкви в Польше. На созванном по инициативе В. в июле 1922 г. съезде представителей духовенства и мирян Гродненской епархии была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Решением организованного митр. Георгием Синода, состоявшего из сторонников автокефалии, 12 окт. 1922 г. В. объявлялся уволенным от управления Гродненской епархией, однако из-за поддержки архиерея паствой польск. власти смогли удалить В. с кафедры лишь в кон. 1922 г. 8 янв. 1923 г. В. был тайно вывезен и заточен в дерманском во имя Св. Троицы мон-ре. В февр. 1923 г., после убийства митр. Георгия противником автокефалии архим. Смарагдом (Латышенко), В. обвинили в соучастии в преступлении, но на суде он был оправдан и выступал в качестве свидетеля.

30 нояб. 1923 г. Патриарх св. Тихон «за твердое стояние на почве канонической правды» возвел В. в сан архиепископа. 14 окт. 1924 г. решением польск. правительства В. был выслан в Чехословакию и остановился в Праге у еп. Сергия (Королёва). По приглашению управляющего рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) В. 17 янв. 1925 г. прибыл в Париж, 12 февр. назначен управляющим викариатством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце, где с 1 дек. того же года являлся настоятелем храма свт. Николая. По благословению и по инициативе В. при храме был создан ряд благотворительных учреждений для помощи рус. эмигрантам, В. постоянно оказывал помощь нуждающимся из своих личных средств. После разрыва в июне 1926 г. между митр. Евлогием и Архиерейским Синодом Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) В. поддержал митр. Евлогия и летом 1927 г. на епархиальном съезде в Париже признал позицию митр. Евлогия канонически законной. 26 авг. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ объявил о запрещении В. и др. последовавших за митр. Евлогием клириков.

10 июня 1930 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода в связи с участием, вопреки данному обещанию, в ряде акций и выступлений, носивших политический характер, митр. Евлогий был отстранен от управления рус. церквами в Зап. Европе. Тем же указом временное управление поручалось В., однако он отказался принять это назначение, направив митр. Сергию заявление, в к-ром назвал увольнение митр. Евлогия несправедливым. В 1931 г. В. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата и вошел в состав образованного К-польским Патриархом Фотием II Западноевропейского Экзархата.

В связи с невозможностью для митр. Евлогия осуществлять руководство Экзархатом из-за нем. оккупации Парижа В. 26 окт. 1940 г. было поручено временное управление на правах епархиального архиерея приходами во Франции, Италии, Швейцарии, Марокко и в Алжире. После нападения фашистской Германии на СССР, 6 июля 1941 г. В. обратился к прихожанам с призывом молиться о спасении России. Во время войны В. окормлял и оказывал посильную помощь советским военнопленным и депортированным в Германию гражданам СССР. На протяжении 1945 г. в связи с ухудшением здоровья митр. Евлогия В. неоднократно исполнял обязанности управляющего Западноевропейским Экзархатом.

Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в.Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в.

В авг. 1945 г. В. участвовал во встречах с делегацией РПЦ во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем), прибывшей для переговоров о возвращении Экзархата в юрисдикцию РПЦ. По итогам переговоров 2 сент. 1945 г. во время литургии в Александра Невского соборе в Париже митр. Николаем были приняты в общение с РПЦ митр. Евлогий и его викарии (в т. ч. В.) и митр. Серафим (Лукьянов), возглавлявший западноевроп. приходы РПЦЗ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 сент. того же года было подтверждено воссоединение митр. Евлогия и его викариев с сохранением Западноевропейского Экзархата в МП. В телеграмме 4 нояб. 1945 г. Патриарх Алексий I (Симанский) сообщил К-польскому Патриарху Вениамину I о принятии митр. Евлогия, клириков и мирян Экзархата в Русскую Церковь и просил благословения для митр. Евлогия. В февр. 1946 г. со стороны Патриарха Вениамина I митр. Евлогию поступило распоряжение о возношении его имени за богослужениями вплоть до окончательного решения вопроса об Экзархате, при этом одновременное поминовение К-польского и Московского Патриархов создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности рус. западноевроп. приходов.

Согласно завещанию митр. Евлогия († 8 авг. 1946), после его кончины В. вступил в управление Западноевропейским Экзархатом. В то же время 9 авг. 1946 г. Свящ. Синод РПЦ в своем решении подтвердил фактическое и формальное прекращение временной юрисдикции К-польского Патриархата над рус. западноевроп. приходами и назначил митр. Серафима (Лукьянова) экзархом Западноевропейского Экзархата МП. По поручению Патриарха Алексия I 10 авг. в Париж на погребение митр. Евлогия и для нормализации дел в Экзархате прибыл Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков), передавший В. указ Свящ. Синода РПЦ от 9 авг. 1946 г. Однако В. отказался принять указ к исполнению и особым циркуляром обязал клириков Экзархата не подчиняться распоряжениям митр. Серафима.

21 авг. В. получил от Патриарха Алексия I телеграмму: «Завещательное распоряжение митр. Евлогия в отношении Вашего Преосвященства, если таковое и существует, не имеет никакой канонической силы, тем более что покойный экзарх Евлогий признал над собой юрисдикцию Московской Патриархии. Предлагаю Вашему Преосвященству оказать послушание Матери Церкви, вступить под руководство нами назначенного экзарха и сообщить нам об этом» (Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). П., 1965. С. 112). В своем ответе В. сообщил, что он не принимает решения Синода, т. к. не имеет права без отпускной грамоты К-польского Патриарха выйти из его подчинения и обязан выслушать мнение всего Экзархата. На епархиальном съезде, прошедшем 16-20 окт. под председательством В., возобладала позиция противников воссоединения с РПЦ, стремившихся сохранить независимость от «советского» влияния. Съезд принял решение ходатайствовать перед К-польским Патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и об утверждении В. экзархом. Грамотой К-польского Патриарха Максима V 6 марта 1947 г. утверждалось «свободное существование» Экзархата, а В. присваивался титул Патриаршего экзарха. Вместе с В. в юрисдикцию К-польского Патриархата перешли епископы Иоанн (Леончуков) и Никон (Греве), 36 приходов (26 во Франции, 3 в Голландии, 2 в Великобритании, 2 в Марокко, 1 в Италии, 1 в Норвегии, 1 в Швеции) и Православный Богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже, ректором к-рого в 1946-1947 гг. являлся В. 27 мая 1947 г. указом Патриарха Алексия I В. и последовавшие за ним священнослужители были исключены из состава РПЦ.

8 июля 1947 г. К-польским Патриархом Максимом V В. был возведен в сан митрополита. В. стремился к объединению рус. зарубежных церковных структур. После кончины митр. Евлогия В. предложил Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) возглавить единый рус. экзархат в юрисдикции К-польского Патриархата, но получил отказ. 9 авг. 1948 г. В. вновь направил письма митр. Анастасию и возглавлявшему Митрополичий округ в Сев. Америке митр. Феофилу (Пашковскому) с предложением о личной встрече для обсуждения вопросов единства среди рус. диаспоры и совместной организации помощи новой эмиграции, но не получил от них положительного ответа. Впосл. В. неоднократно обращался к митр. Анастасию и лично встречался с ним в июле 1950 г. в Швейцарии, но попытки организации В. единого рус. экзархата за рубежом остались безрезультатными. В. похоронен в крипте Успенской ц. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Соч.: Слова и поучения. П., 1961; Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия. П., 1967. М., 20002; Христосование на пасхальной заутрене // Вечное. 1972. № 4. С. 6; Рождество Христово // Там же. № 12. С. 9-10.
Ист.: ГАРФ. Ф. 6991. Д. 581. Л. 222-228; Д. 1432. Л. 89-91.
Лит.: Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции (24 авг.- 5 сент. 1945 г. // ЖМП. 1945. № 10. С. 14-25; Парийский Л. После кончины митр. Евлогия // Там же. 1946. № 9. С. 35-38; Карташёв А. В. Жизненный путь митр.-экзарха Владимира (Тихоницкого) // ПМ. 1947. Вып. 5. С. 9-18; Зеньковский В., прот. Памяти митр. Владимира (Тихоницкого) // Вестн. РСХД. 1959. № 4 (59). С. 2-3; Куломзин Н. Церк. положение экзархата Вселенского Патриархата в Зап. Европе: (с т. зр. митр. Евлогия и Владимира) // Там же. 1960. № 56. С. 12-16; Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). П., 1965; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994р. С. 177-178, 388, 393, 562, 570; Озолин Н., прот. Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом // Единство Церкви: Богосл. конф. 15-16 нояб. 1994 г. М., 1996. С. 254-259; Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст.: 1917-1950 гг.: Сб. М., 1997. С. 87-156. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Савва (Тутунов), мон. Образ «инока скромного»: митр. Владимир (Тихоницкий) - сын первого вятского новомученика // ЦВ. М., 2004. № 1-2 (278-279). С. 24.
В. И. Косик
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский
  • АНТОНИН (Покровский; 60-е гг. XIX в.- 1939), архиеп. Вашингтонский и Аляскинский
  • ВЕНИАМИН (Басалыга Василий; 1887-1963), архиеп. Питтсбургский Русской Православной Церкви
  • ВИТАЛИЙ (Введенский Владимир Федорович; 1870 - 1950), архиеп. Дмитровский
  • ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
  • АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата