(Русской [Русский] Григорий; † 16.01.1753, г. Данков Рязанской губ., ныне Липецкой обл.), архиеп. Великоустюжский и Тотемский. Принял монашеский постриг в Оптином болховском Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы мон-ре. Служил ризничим при Казанском митр. Тихоне (Воинове). Ок. 1722 г. Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо-Юнгинского мон-ря Казанской губ., ок. 1725 г.- свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, в авг. 1731 г.- владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря.
24 нояб. 1731 г. в Успенском соборе Московского Кремля Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. В сер. 20-х - 30-х гг. неоднократно присылал необоснованные доносы в Святейший Синод на Казанского митр. Сильвестра (Холмского), с к-рым находился в неприязненных отношениях. Извещал Синод и о политических высказываниях гражданских чиновников. 17 сент. 1735 г. Г. был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Ссылаясь на отсутствие средств, закрыл младшее отд-ние Казанской ДС, число учащихся значительно сократилось, уехала и часть преподавателей.
9 марта 1738 г. Г. был перемещен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыл в Вел. Устюг 7 авг. 1738 г. Обновил ризницу в Успенском кафедральном соборе, перестроил теплую церковь при соборе, велел отлить колокол в 300 пудов. Г. заказал в Успенском соборе Московского Кремля точную копию почитаемой иконы «Благовещение Пресв. Богородицы» (см. «Благовещение Устюжское»), по легенде происходящей из Устюга. 3 июля 1747 г. список был поставлен в Успенском соборе Вел. Устюга. По этому случаю в епархии 8 июля одновременно с памятью блж. Прокопия Устюжского было установлено празднование сретения чудотворной иконы «Благовещение Пресв. Богородицы». В годы правления Г. в только что открытой Устюжской ДС обучались ок. 70 чел. Он неоднократно ставил перед Святейшим Синодом вопрос о присылке в епархию учителей. Пытался вести борьбу со старообрядчеством в епархии, предлагал даже применять военную силу. Г. поддерживал в Зырянском крае практику выбора священников из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то, что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законодательством.
28 февр. 1748 г. Г. удалился на покой по болезни. Пребывал первоначально в московском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре, где на свои средства устроил при кельях ц. во имя ап. Иакова Зеведеева. 12 марта 1751 г. переведен в данковский Покровский мон-рь. На средства Г. были перестроены старые здания, возведена каменная Архангельская ц. в с. Ерославы (Ярославы) (после смерти Г.).
Г. был похоронен 1 февр. 1753 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля. Гробница установлена в склепе, у сев.-зап. аркосолии храма (погребение № 15).
Уникальный портрет-«персона» Г. был написан между 1761 и 1779 гг. прот. В. А. Аленевым масляными красками на сев. стене Успенского собора в Вел. Устюге в ряду надгробных портретов др. местных иерархов (хотя Г. не был там погребен): это поясной образ вполоборота вправо (в отличие от др. изображений голова и взгляд Г. обращены немного влево), в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей, в левой руке - высокий жезл с навершием типа посоха; лик с характерными индивидуальными особенностями, длинной раздвоенной седой бородой и волнистыми волосами; под изображением текст: «Персона преосвященного Гаврiила архiепископа Великоустюжского и Тотемского иже бысть по степени архиереевъ осмый… Возведенъ на престолъ архиерейский въ Москве… изъ архимандритовъ Володимерского Рождественского монастыря во градъ Суждаль 1731 году ноября въ 24 день. А прибыл въ Великоустюжскую епархию въ 1738 году при державе благочестивейшей государыни императрицы Анны Иоанновны Всея России […]». Изображение отличается от остальных портретов Успенского собора красотой пропорций и хорошо вписанной в поле композицией; выделяется также профессионализмом исполнения (мягкий колорит, обогащенный полутонами и сложными валерами), достоверностью и психологической трактовкой облика архиепископа (характерный морщинистый лоб, широкий нос, цепкий взгляд из-под нахмуренных бровей, образовавших на переносице вертикальную складку). В написанном маслом портрете не используются иконописные приемы работы над формой, здесь создан монументальный образ реального исторического деятеля.
Парадное изображение, близкое по иконографии, но копийного характера, с более утрированными пропорциями, имеется на полотне XIX в. (ВГИАХМЗ), по-видимому, из мемориальной серии портретов местных архиереев, к-рая после упразднения Великоустюжской епархии (1788) была передана оттуда в архиерейский дом Вологды (вероятно, не ранее 1800). Под изображением тоже помещена биографическая справка: «Прiос[вя]щенный Гаврiилъ архиепископъ прибылъ въ Устюгъ 1738го году, августа 7 числа, а прежде 1731го году изъ архиманддритовъ Владимирского Рождественского монастыря произведенъ во епископа въ Суждальскую и Юрьевскую епархию по[…] въ 1735 году пожалованъ архиепископомъ въ Казанскую и Свияжскую, а 1738-мъ переведенъ во град Данковъ и имелъ жителство въ тамошнемъ монастыре, где и скончался въ 1750-мъ году в Переславле Залесском съ прочими Архiереi, а Вязники тоже». Оба сохранившихся изображения Г. восходят к неизвестному прижизненному оригиналу. В сольвычегодском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре, по описи 1786 г., в келье игумена хранились «персоны» устюжских архиереев Сергия, Г. и Варлаама.