ГАЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том X , С. 304-305
опубликовано: 18 июня 2009г.

ГАЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 4 июля) по происхождению из р-на К-поля Галата. Первоначальным местонахождением Г. и. называют мон-рь в честь этой иконы, к-рый «просуществовал только до XVII в.»; в публикациях XIX в. упоминается, что впосл. икона находилась «в Пергии или в Пиргии, т. е. в башне» (от греч. πύργος - башня, защита, оплот). Данных о мон-ре с таким посвящением в пределах Галаты и К-поля нет. Возможно, другим местом хранения Г. и., названным башней, могла быть ц. Богородицы Кастелиотиссы в Галате (Janin. Églises et monastères. T. 3. P. 187).

Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ)Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ)

Представление об иконографии древнего образа может дать икона кон. XVII в. работы мастеров Оружейной палаты, по преданию считающаяся списком с к-польского образа. Она находилась в московской ц. свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот (упом. с 1620, в 1629 отстроена заново в камне, в 1689 освящена), почиталась как чудотворная. После закрытия храма в 20-х гг. XX в. (разрушен в 1933) Г. и. была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского мон-ря, в 1935 г. поступила на хранение в ГТГ. Божия Матерь изображена по типу поясной «Одигитрии», левой рукой Она поддерживает Младенца. Характерной чертой этой иконы является изображение царских регалий: в правой руке Богоматери - скипетр, в левой руке Богомладенца - держава; на головах - венцы (у Богоматери поверх мафория). Младенец одет в хитон и гиматий, правой рукой Он благословляет, мафорий Богоматери украшен золотым орнаментом. Образ написан на светло-зеленом фоне. Над правым плечом Богоматери - надпись: «Галатская Пресв. Богородица».

Впервые гравированное «изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Галанския яже в Пергии» и сказание об иконе, названной в тексте «Галенская», помещены вместе в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. № 10536-22-71). Гравюра работы Г. П. Тепчегорского (1713 (1714?)) входит в комплекс изображений Богородичных икон (ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. № 1213), использованных в качестве иллюстраций в сб. «Солнце Пресветлое»; ее иконография идентична изображению на иконе из ц. свт. Тихона Амафунтского. Текст сказания приведен с нек-рыми сокращениями по кн. Иоанникия (Галятовского), архим., «Небо Новое» (Львов, 1665) и ничего общего с поздней историей Г. и., известной по изданиям XIX в., не имеет. В рукописи никак не отражена топографическая связь с указанным под гравюрой местом - «в Пергии». Более того, чудотворения исходят от иконы, находящейся в Галлии, к «Пресвятой Богородице иже в Галении» обращались за помощью. Так, согласно сказанию, «Галенская» икона была явлена некоему Кливию (Филиппу Кливию - по Галятовскому) из Бургундии, плененному во время войны с французами. По молитве к Божией Матери он был избавлен от уз и во исполнение обета отправился на поклонение иконе Богоматери в место «Галиов». Далее приводятся еще 3 чуда от иконы: избавление Антония Хамберия из англ. плена, спасение Стефана Робина «от морского потопления», помощь воину Георгию (Гериону Парментарию - по Галятовскому), упавшему в «реку Скалдим» (предположительно р. Скальд в Галлии Белгика, ныне р. Шельда (Эско)). В дополнение к тексту сказания в «Небе Новом» Моховиков поместил дату явления иконы - 4 июля 440 г. Это же сказание о «Галенской» иконе с аналогичной гравюрой помещено в копии «Солнца Пресветлого», сделанной в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 99-99 об.).

К-польская история иконы, названной «Галатская», начата публикациями XIX в. (напр., Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы); в списках икон «Галенская» отсутствует. При всей разнице происхождения икон, по версии Галятовского и авторов XIX в., они созвучны по названию, имеют одну иконографию, день празднования Г. и. приходится на 4 июля (мифический день явления «Галенской»).

Изображение Г. и., как правило, входит в состав свода чудотворных икон и известно как в иконах, так и в гравюрах. Причисление Г. и. к ряду икон, иконография к-рых, по предположению И. А. Кочеткова, «была сочинена, по-видимому, самим Г. П. Тепчегорским» (Кочетков. С. 407), безосновательно, поскольку чудотворная икона из ц. свт. Тихона Амафунтского датирована кон. XVII в., т. е. раньше времени создания гравюры, а значит, могла быть ее источником.

В качестве примеров свода чудотворных икон Богоматери с изображением Г. и. можно привести «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве, «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери» из собрания В. А. Бондаренко (1894) иконописца В. А. Кукина (Мстёра) и др.

Подобную Г. и. иконографию имеют иконы Божией Матери «Цесарская», «Минская», «Фалковичская», «Веницейская» (голова Младенца повернута вправо).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 542; Поселянин Е. Богоматерь. С. 419; Святыни древней Москвы: Альбом. М., 1993. С. 76; Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред. А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-417.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также