(сер. VI в.- ок. 650, Арбон), прп. (пам. 16 окт., пам. зап. 16 окт.), отшельник, к к-рому возводится история аббатства Санкт-Галлен (Швейцария), возможно один из спутников св. Колумбана. Существует неск. Житий Г. Первое, анонимное, было написано неким клириком по образцу «Vita S. Columbani» Ионы из Боббио в кон. VII в. По инициативе Госберта, аббата Санкт-Галлена, были составлены еще 2 жития - мон. Веттином из Райхенау (816-824) и Валафридом Страбоном (между 817 и 837). Существует стихотворное переложение жития (сер. IX в.). Житие, датируемое кон. IX в., приписывается Ноткеру Заике, монаху Санкт-Галленского мон-ря. Проповедь, опубликованная под именем Г. (PL. 87), ему не принадлежит.
Согласно данным житий и сохранившейся в одной из рукописей Санкт-Галлена родословной Г., святой род. в Ирландии, в знатной семье и поступил в мон-рь Бангор. Уже в Ирландии он был рукоположен во пресвитера. По нек-рым сведениям, Г. был братом св. Деикола, основателя мон-ря в Люре. Г. покинул Ирландию вместе со св. Колумбаном ок. 590 г. и сопровождал его в Галлии до тех пор, пока Колумбан не был изгнан оттуда в 610 г. франк. кор. Теодорихом II. Позднее святые отправились в герм. земли - в Турег (ныне Цюрих) и оттуда в Тукконию (ныне Тугген),- где пытались обратить местных жителей в христианство. Согласно житиям, Г. хорошо владел как латынью, так и местным герм. (аллеманским) языком. После того как Г. поджег языческое святилище и ему пригрозили смертью, Г. и Колумбану пришлось бежать в Арбон, где они были приняты местным пресв. Виллимаром, посоветовавшим им отправиться в Брегенц. Там, как сообщают жития, святые восстановили ц. св. Аврелии, где местные жители поклонялись идолам, и перенесли туда мощи святой. В этом храме стояли 3 медные статуи, «прикрепленные к стене»; скорее всего речь изначально шла о языческом святилище, к-рое позднее освятили во имя св. Аврелии. По преданию, Г., ловивший на озере рыбу, услышал разговор 2 демонов, водяного и горного; горный демон жаловался на свое изгнание из храма.
В основанной ими обители в Брегенце Г. и Колумбан пробыли ок. 3 лет. В 612 г. у них возник конфликт с местными жителями, к-рые стали жаловаться на монахов правителю Гунзону, а также убили неск. монахов, пытавшихся вернуть украденный скот. Тогда Колумбан решил отправиться в Италию, однако Г. из-за болезни не смог за ним последовать. Колумбан (как утверждают авторы житий, в шутку) запретил Г. совершать литургию при своей жизни. После отъезда Колумбана Г. вернулся к Виллимару, и тот дал ему в помощь 2 послушников, Магноальда и Теодора, и диак. Хильтибольда, к-рый указал Г. новое место для поселения в верховьях р. Штайнах (в 719 или 720 был основан мон-рь Санкт-Галлен).
Впосл. Г., по свидетельству житий, исцелил одержимую дочь Гунзона; ему было предложено место епископа Констанца, от к-рого он отказался, отчасти из-за запрета Колумбана. В 615 г. Г. узнал о смерти Колумбана благодаря пророческому дару и в тот же день совершил литургию. Автор Жития св. Колумбана Иона получил от Г. много ценных сведений о жизни святого. Скончался Г. в Арбоне в возрасте 95 лет. В 1524 г. гробница Г. была разорена протестантами, сторонниками У. Цвингли. Г. изображается в одежде бенедиктинского монаха с посохом. Его атрибут - медведь, приносивший святому дрова, за что тот давал ему хлеб.
Вопрос о достоверности сведений о жизни Г. остается дискуссионным в совр. историографии. Нек-рые исследователи сомневаются в его ирл. происхождении, полагая, что он присоединился к Колумбану только в Галлии (Зондерэггер С. Немецкий язык и лит-ра // Культура аббатства Санкт-Галлен. С. 164). Х. Либ, Б. Хельблинг, Х. Хельблинг, М. Кох считали, что Г., к к-рому восходит история Санкт-Галлена, жил в VIII в., отрицая, т. о., связь мон-ря со св. Колумбаном. Однако В. Бершин датирует сохранившийся фрагмент древнейшего Жития Г. кон. VII в., утверждая, что все основные события жизни Г. заслуживают доверия. О наличии связи Г. с Колумбаном пишут также И. Мюллер, Й. Дуфт, Ф. Принц, Г. Хильти и В. Фоглер (Усков. С. 107, 132-134).
С 2006 г. Г. - местночтимый святой Берлинской и Германской епархии РПЦ.