Михаил (Благословенный) (ок. 1425 - 4.05.1485, Краков), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая). Из-за физических недостатков (небольшого роста и хромоты) Г. отказался от светской карьеры и вступил в монашеский орден августинцев в Быстрице Виленского повета Литовского великого княжества. На его примечательные способности и исключительное положение в ордене указывает тот факт, что сам генеральный настоятель ордена оказывал Г. покровительство и забрал его с собой из Литвы в столицу Польши. В Кракове Г. был послушником при мон-ре св. Марка и через нек-рое время начал обучение в Краковском ун-те. В 1465 г. он получил степень бакалавра философии, однако священнический сан не принял. По мнению литов. исследователя Э. Гудавичюса, Г. преподавал в Краковском ун-те, что, однако, не подтверждается др. источниками (по-видимому, имеет место ошибочное отождествление 2 университетских бакалавров - Г. и Николая Гедройца).
Г. продолжил служение при костеле мон-ря во имя св. Марка, поселившись в келье, расположенной вблизи от дверей костела. Он сдружился с настоятелем мон-ря аббатом Святославом, в обители к-рого поселился чеш. провинциал августинского ордена, изгнанный из Чехии гуситами. Согласно сведениям ректора Краковского ун-та польск. историка Матвея Меховского (1456/57-1523), смерть Г. сопровождалась рядом чудес, а впосл. сбылись его предсказания о пожарах в мон-ре св. Марка в Кракове. Г. получил прозвание Благословенный ввиду его благочестивого характера и аскетического образа жизни. Современники считали его предсказателем и чудотворцем.
В 1544 г. мон. Иоанн Арундиненс из Тшцян составил Житие Г. с описанием совершенных им чудес (Vita beati Michaelis). Оно приобрело популярность на рубеже XVI-XVII вв. Впервые Житие Г. было издано на лат. языке в 1605 г., а в переводе на польск.- в 1615 г.
В кон. XVI в. при поддержке литов. магнатской фамилии Гедройцев местное почитание Г. получило распространение. Представители княжеской ветви (герба Порай), с XVI в. неоднократно занимавшие епископскую кафедру в Жямайтии, видели в Г. одного из своих предков (подтверждено польск. исследователем Я. Фялеком). В 1624 г. мощи Г. были перенесены на левую сторону главного алтаря костела св. Марка, где они находятся и в наст. время. Над гробом помещена икона с изображением Г., в клеймах представлены эпизоды его жизни и чудеса.