[Гелатский, Гаенатский; груз. გელაოი], мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии, со 2-й пол. XVI в. до 1814 г. резиденция Абхазского Католикоса. Расположен в 11 км к сев.-вост. от Кутаиси. Oснован в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем (1089-1125) в честь присоединения к Грузинскому царству Кахети и побед над турками-сельджуками. Этимологию названия мон-ря производят от греч. γενέθλια (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресв. Богородицы (это подтверждает и древнее груз. название мон-ря - Генати).
При мон-ре царем Давидом была основана академия, крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, названный летописцами «новой Элладой» и «вторыми Афинами», где подвизались выдающиеся мыслители Грузии: Арсен Икалтоели, Иоане Петрици и др. В академии преподавали геометрию, арифметику, музыку, философию, риторику, грамматику, астрономию, переводили и комментировали произведения античных и христ. авторов, создавали оригинальные сочинения.
Первоначально территория мон-ря была обнесена двойным кольцом стен: внутреннее окружало основные постройки - храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, каменный шатер над источником, здание академии и не сохранившиеся до наст. времени трапезную, дом настоятеля, кельи монахов и др.; внешние укрепления охватывали территорию с резким понижением почвы. Здесь были созданы террасы, между зданиями возведены подпорные стены и лестницы. Неподалеку от обители находилось место пребывания отшельников (сохастери).
Царь Давид наделил мон-рь большими земельными угодьями, сделал богатые вложения. При нем была перенесена из Кларджети Хахульская икона Божией Матери. Мон-рь стал усыпальницей груз. царей, здесь был погребен царь Давид, по преданию завещавший похоронить себя в проходном месте; по утвердившемуся мнению, его могила с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его» - находится в юж. вратах мон-ря.
При сыне царя Давида Димитрии I (1125-1155) был достроен и расписан зап. и возведен юж. придел главного храма; из Гянджи (совр. Азербайджан) была вывезена железная дверь главных ворот города и в знак победы повешена в юж. воротах, у могилы царя Давида.
В правление св. царицы Тамары († 1207 или 1213) мон-рь был одним из наиболее крупных духовных центров Зап. Грузии, где подвизались более 300 иноков.
После монг. нашествия XIII в., повлекшего распад Грузии на 2 гос-ва, Г. перешел во владение западногруз. (имеретинских) царей. Эти изменения не повлияли на жизнь мон-ря: продолжалась работа в академии, под рук. видного ученого того времени Петра Гелатели на груз. язык было переведено много греч. книг. В кон. XIII в. здесь принял постриг имеретинский царь Давид VI Нарин, сделавший в мон-рь значительные пожертвования.
Изучение архитектурных памятников, несмотря на отсутствие документальных свидетельств, показало, что в ХIII - нач. XIV в. в Г. велось обширное строительство. В сер. XIII в. была возведена ц. вмч. Георгия. На рубеже XIII-XIV вв. между академией и главным храмом была сооружена ц. свт. Николая. Во 2-й пол. XIII в. над родником построили колокольню. К зданию академии во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. с востока был пристроен портик.
В 1509-1510 гг. турки разорили Кутаиси и опустошили Г. Очевидно, в это время погибли первоначальные росписи храмов. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565), стремившийся к политическому и экономическому восстановлению Зап. Грузии, уделял большое внимание Г. Из грамоты, данной им и его супругой Еленой мон-рю, известно, что они восстановили ц. вмч. Георгия, сделав ее кафедрой епископа, и внесли большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). В 1545 г. из Ахалцихского края, к-рым владели турки-османы, Баграт перенес Ацкурскую икону Божией Матери в церковь в с. Цихисджвари, а его сын Георгий II (1565-1585) - в Г.
Восстановлению Г. в XVI в. способствовал архиеп. Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе) (XVI в.), благоустроивший главный храм и пожертвовавший мон-рю различную церковную утварь.
Во 2-й пол. XVI в., во время Патриаршества Евдемона I (Чхетидзе), из-за усиления османской агрессии против Абхазского княжества, натиска горских племен Сев. Кавказа и феодальной междоусобицы в Г. из Бичвинты (совр. Пицунда) была переведена резиденция Абхазского Католикоса; кафедральной стала ц. вмч. Георгия. В этот период в Г. была перенесена одна из главных святынь Католикосата - Бичвинтская икона Божией Матери (см. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери), написанная в 1568 г. по заказу Евдемона I, о чем сообщается в надписи на иконе.
Рус. послы Андрей Иевлев и Афанасий Толочанов, дважды посетившие мон-рь в сер. XVII в., сообщали об 11 зданиях, о каменных вост. воротах, о здании академии, используемом в то время под трапезную, о деревянных резных дверях Георгиевской ц. (не сохр). Послы указали также на существование широкой сети водоснабжения и фонтана на монастырской площади.
Еп. Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе) восстановил дороги, ведущие к мон-рю, в 1669 г. возвел мост через р. Чешуру по дороге, соединявшей Г. с монастырскими угодьями. Надпись на одной из икон (1731) сообщает, что имеретинский царь Александр определил местом погребения для себя и своей супруги Мариам юж. придел главного храма. Их сын, митр. Гелатский Иосиф, возвел в 1730 г. каменный престол у сев.-зап. подкупольного столпа главного храма. Заботились об устройстве мон-ря и имеретинские цари Соломон I и Соломон II. Последний на рубеже XVIII-XIX вв. возобновил богослужения в Никольской ц. В нояб. 1821 г. Гелатская кафедра вошла в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ.
Научный интерес к Г. проявился еще в XVIII в. И. А. Гюльденштедт, направленный в 1772 г. С.-Петербургской АН на Кавказ, описал постройки в Г. в «Путешествии». В кон. 30-х гг. XIX в. мон-рь посетил француз Дюбуа де Монперё, оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений, он отметил плохое состояние мон-ря. В 1847-1848 гг. фресковые росписи и надписи Г. изучал М. И. Броссе. В 60-х гг. Д. И. Гримм сделал обмеры нек-рых памятников и опубликовал их. В связи с организацией V археологического съезда в Тифлисе (1881) Комитет по проведению съезда поручил Г. Е. Церетели «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и капители колонн, а также погребения с античными монетами. В 80-х гг. Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе произвели опись памятников Г.
В 1888 г. от железнодорожной ст. Гелати до мон-ря была проведена железная дорога. В 1892 г. был учрежден Комитет по возобновлению часовни над гробницей царя Давида в Гаенатском мон-ре. О плохом состоянии памятников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества свидетельствует груз. периодика нач. XX в. (Мцкемси, 1900. № 21; Могзаури, 1904. № 7; Иверия, 1904. № 174 и др.).
В 1923 г. церковный инвентарь, хранившийся в Г., был передан Кутаисскому историко-этнографическому музею, а мон-рь стал филиалом музея. В 1945 г. Кутаисский музей провел расчистку и полный обмер здания академии; в 1961-1965 гг. были произведены работы по консервации памятников. В наст. время Г. передан Грузинской Православной Церкви.
В мон-ре хранились древние рукописи, уникальные чеканные, живописные и эмальерные иконы, предметы церковной утвари. В памятниках искусства Г. отражена история, духовная и художественная жизнь не только мон-ря, но и средневек. Грузии.
В окрестностях мон-ря расположены др. христ. памятники: небольшая жен. обитель в честь Преображения Господня, основанная царем Давидом, и на хребте выше мон-ря - 3 разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале.
Разновременные постройки мон-ря, возведенные на одной оси с главным храмом и выдержанные в едином стиле, представляют собой цельный архитектурный ансамбль. Собор Рождества Пресв. Богородицы оказал заметное влияние на памятники, возведенные позже. Собор и храмы вмч. Георгия и свт. Николая имеют купольные завершения стройных архитектурных форм, сходные облицовочный материал, характер кладки, декор.
(1106-1125), крестово-купольная постройка, вытянутая по оси «восток-запад», с 3 гранеными апсидами (средняя выше и шире боковых), с высоким барабаном купола, рукава креста повышены относительно др. частей здания. С юж., зап. и сев. сторон собор окружен пристройками разного времени. Основное ядро здания имеет 5 арочных входов: по одному в сев. и юж. рукавах и 3 в западном. Центральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола, арки свода к-рого опираются на выступы стен и 2 столпа, прорезан 16 высокими окнами. Кладка храма состоит из груботесаных камней различной величины, с заполнением швов более мелкими камнями. Снаружи храм облицован квадрами экларского известняка, первоначально имевшего белый цвет, но со временем получившего темно-желтый или розоватый оттенок. Фасады рукавов креста, центральная апсида, барабан купола украшены высокой декоративной аркатурой, боковые стены рукавов креста - аркатурой из сдвоенных арок. Пониженные части здания не имеют декора, за исключением наличников окон.
В соборе размещено 6 приделов: во имя св. праведных Иоакима и Анны, вмц. Марины, ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, свт. Николая Чудотворца и мц. Ирины. По преданию, в Андреевском приделе находится могила св. царицы Тамары; придел Всемилостивого Спаса служил усыпальницей мн. груз. царей; предполагается, что здесь погребены царь Баграт с супругой Еленой, цари Ростом и Симон.
К первоначальному декору внутреннего пространства храма относится датированная XII в. мозаика конхи алтарной апсиды с ростовыми изображениями Богоматери Никопеи и предстоящих архангелов Гавриила и Михаила (нижняя часть осыпалась, в XVI в. заменена фреской). Мозаика отличается плотной, тщательной кладкой из маленьких кубиков смальты. Ее создатель, груз. мастер, в совершенстве владел принципами декоративного оформления визант. искусства. К 1125-1130 гг. относится фресковая роспись нартекса, отличающаяся высоким художественным уровнем исполнения. Сохранились изображения 7 Вселенских Соборов, «Чудо св. Евфимии на Халкидонском Соборе», «Вознесение Креста».
Небольшой юго-вост. придел храма, служивший усыпальницей царя Давида VI Нарина (1247-1293), украшает роспись палеологовского стиля. Царь изображен дважды: вместе с супругой, дочерью Михаила VIII Палеолога, и как монах. В живописи юж. притвора храма сохранились фрагменты развернутой композиции «Страшный Суд», портрет царя Баграта V (1360-1393).
В 20-х гг. XVI в., в период проведения восстановительных работ при царе Баграте III, были украшены росписью купол и алтарная апсида собора. К этому же хронологическому слою относятся портрет Гелатского архиеп. Мелхиседека (Сакварелидзе), помещенный в алтарной апсиде, и портреты имеретинского царя Баграта III с супругой Еленой, изображенных в композиции коронования. Парный ктиторский портрет раскрыт под росписью 2-й пол. XVI в. в сев. притворе: Христос благословляет царскую чету, а ангелы передают инсигнии власти: корону, меч, лоры, сферу с пейзажем города, отождествляемым с Нов. Иерусалимом, характер пейзажа ассоциируется с природой Имерети, а Голгофский храм - с собором Рождества Пресв. Богородицы в Г.
Во 2-й пол. XVI в. по инициативе Баграта III в Патриаршество Евдемона I и в правление имеретинского царя Георгия II (1565-1585) роспись собора была продолжена. Портреты Евдемона I, имеретинских царей и членов их семей изображены на сев. стене храма. Во главе длинного ряда исторических лиц XVI в. представлен основатель мон-ря - св. царь Давид с моделью храма в руках.
Программа росписи собора в XVI в. включает литургические композиции: «Божественная литургия», «Причащение апостолов», «Поклонение жертве», а также развитый цикл со сценами земной жизни Христа, циклы детства и Успения Богородицы, акафист и прославление Богоматери, изображения святых.
При царе Георгии II по заказу Антона Мацкверели был расписан сев. притвор. В росписи представлены житийные сцены св. Иоанна Предтечи, «Умножение хлебов», изображения отдельных святых.
К XVII в. относится роспись 2 нижних регистров зап. рукава, исполненная по заказу католикоса Захарии (Квариани). Портрет ктитора помещен на юго-зап. устое храма. В этой части росписи представлены сцены Страстного цикла и изображения святых. Были расписаны также сев. придел храма, каменный киворий в нартексе, где помимо сцен земной жизни Христа изображены исторические лица XVII в.
2-ярусный иконостас собора был выполнен из тесаного белого камня. В нач. XX в., по свидетельству прот. Давида Гамбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы Г., в т. ч. Хахульская и Ацкурская, а также икона Спасителя, украшенная в XIII в. царем Давидом Нарином. С правой стороны внутри храма помещалась дубовая рака, выложенная изнутри серебряным листом, с выгравированными на нем именами святых, чьи мощи там покоились; рака была украшена стараниями братии Новоафонского мон-ря, нашедшей приют в Г. во время русско-тур. войны.
по преданию, основана на месте явления царю Давиду Строителю вмч. Георгия, к-рый указал расположение буд. храма. Это крестово-купольная постройка с 3 гранеными апсидами, с куполом на высоком барабане, опирающимся на выступы стен и на 2 круглых столпа, высеченные из цельного камня; рукава креста повышены относительно боковых апсид и юго-зап. и юго-вост. частей здания. Храм хорошо освещен: в барабане купола расположено 8 высоких окон, в апсиде - 3, в юж. и сев. рукавах - по 2 окна, в зап. части - 3 окна.
Фасады церкви завершены профилированными карнизами, нек-рые окна декорированы наличниками с геометрическим орнаментом. Дверной проем украшен широким орнаментированным порталом, к к-рому с обеих сторон примыкают по 2 глухие арки, поддерживаемые полуколонками. С зап. стороны храма - портик с 3 арочными проемами, построенный предположительно в нач. XVI в. Багратом III и его супругой Еленой.
Документальных источников о времени сооружения церкви не сохранилось; строение не имеет первоначальных надписей. Ряд исследователей основывали датировку на изображениях исторических персонажей в росписи храма, однако ошибочная идентификация образа имеретинского царя Баграта III (1510-1565) как царя объединенной Грузии в XI в. привела к бытованию неправильной даты построения храма. Анализ внутреннего пространства здания показал, что по пропорциональному построению храм нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII-XIII вв. (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени). Однако широкое применение в оформлении утопленных в стену наличников вместе с нек-рой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов относят время создания храма к сер. XIII в. Вместе с тем такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и вход с запада, изолируют этот памятник в кругу хронологически близких зданий и указывают на активное влияние облика соборной церкви.
Храм был украшен росписью в кон. XVI в. по заказу католикоса Евдемона I в правление Георгия II. В декоре купола выражена идея Славы Христа, в алтарной апсиде изображены Богоматерь Никопея между апостолами Петром и Павлом, «Поклонение жертве», фигуры святых. В центральном пространстве храма представлены сцены земной жизни Христа, житийные композиции небесного покровителя церкви вмч. Георгия, изображения отдельных святых. Портреты ктитора католикоса Евдемона (Чхетидзе) и многочисленных членов царской семьи занимают нижний регистр росписи. Одновременно с росписью храма была расписана и алтарная преграда.
построена на рубеже XIII-XIV вв. Это небольшое 2-этажное здание, где нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом этаж открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой купольную церковь типа свободного креста, рукава к-рого едва намечены, с 1 граненой апсидой. По архитектуре этот храм близок 2-этажной церкви в Мартвили (XII-XIII вв.). Вокруг храма существовал обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С сев. стороны вдоль стены здания на 2 глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени.
К западу от храмов Рождества Богородицы и свт. Николая располагалось здание академии (XII в.), до наст. времени сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный с вост. стороны во 2-й пол. XIII - нач. XIV в.
Из Г. помимо Бичвинтской (Пицундской) и Хахульской икон Божией Матери происходят ряд живописных и чеканных икон Спасителя и Богоматери.
На большой серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (нач. XI в. ГМИГ; 137´ 105 см, полуфигура) живописный лик утрачен. В левой руке Христа - Евангелие (текст на греч. языке выполнен чернью), правой благословляет. Крещатый чеканный нимб покрыт богатым растительным орнаментом. Рамка обрамления украшена «гвоздеобразным» чеканным орнаментом. Значительность образа подчеркивает монументальная ритмичность драпировок одеяния. Декоративный подход сочетается с пластической выразительностью. Мастерство колористического решения чеканного произведения достигается сочетанием серебра, позолоты и черни.
Живописная икона Господа Вседержителя (сер. XII в., ГМИГ; 30´ 40 см, полуфигура) создана по заказу Чкондидского еп. Симеона. Нимб украшен эмалевыми вставками; в обрамление включены эмалевые медальоны с полуфигурами святых.
Надпись на серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (2-я пол. XII в., ГМИГ; 137´ 95 см) сообщает, что образ украсил «царь царей Давид, сын Русудан» (Давид V Нарин). Края иконы, нимб Христа и фон покрыты завитками лиственного орнамента. В обрамлении использованы круглые бляшки.
Серебряная чеканная икона Спасителя происходит из сохастери близ Г., куда она, согласно надписи нач. XVI в., была пожертвована царским министром Саргисом Мхецисдзе (ГМИГ; 69,5´ 52,5 см). Христос изображен сидящим на троне без спинки, с благословляющим жестом правой руки, левой поддерживает стоящее на колене Евангелие. На уровне головы Христа по обе стороны - 2 медальона с полуфигурами архангелов. Драпировки одежд отличаются условно-плоскостной трактовкой, формы трона стилизовано-орнаментальные. В лиственный орнамент обрамления включены рельефные медальоны с полуфигурами святых.
Поясная серебряная позолоченная чеканная икона Богоматери с Младенцем (нач. XI в., ГМИГ; 57´ 42,5 см) имеет посвятительную надпись заказчика: «Пресв. Богородица, будь заступницей Микаэла Пирисдзе перед Сыном Твоим в день судный». Младенец Христос изображен сидящим на левой руке Богоматери, Ее правая рука - перед грудью. По сторонам головы Богоматери помещены фигурки архангелов в лоратных одеяниях, с лабарумами и державами в руках. На верхней рамке - полуфигура Спасителя. На фоне - надпись древнегруз. письмом асомтаврули с титлами: «Матерь Божия» и «Иисус Христос». В изображении прослеживается тенденция объемной передачи формы.
На большой живописной иконе, известной как «Икона моления царя Баграта» (XV в. ГМИГ; 194,5´´ 126 см), Богоматерь изображена в полный рост с Младенцем на левой руке (тип «Одигитрия»). У Ее ног - коленопреклоненная фигура ктитора, к-рую, согласно надписи «царь царей Баграт», трактуют как изображение царя Имерети Баграта VII. На серебряном чеканном фоне XV в. расположено множество небольших штампованных образов: поясная иконка Богоматери в медальоне, Деисус, вмч. Георгий на коне, попирающий змея, усекновение главы св. Иоанна Крестителя и др. Образы выполнены по разновременным и разнохарактерным матрицам (самые ранние - XI-XIII вв.). В декоре применены финифтяные пластинки.
Поясная серебряная чеканная икона Божией Матери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке (XVI в., ГМИГ; 71´ 50 см), согласно надписи, исполнена по заказу царского министра Саргиса Мхецисдзе. В нижней части - изображения ктиторов в виде коленопреклоненных фигурок с воздетыми в молении руками.
Небольшая икона Божией Матери «Умиление» с Младенцем на правой руке (сер. XV в., ГМИГ; 24,5´ 20 см) имеет посвятительную надпись царя Имерети Вахтанга IV (1443-1446). Лики живописные; позолоченный серебряный чеканный фон и обрамление покрыты лиственным орнаментом. Крупный нимб Богоматери украшен бирюзой и рубинами; драпировки проработаны схематично.