[франц. Henri] (13.12.1553, замок По, Наварра-14.05.1610, Париж), кор. Наварры с 1572 г., кор. Франции с 1589 г. Из династии Бурбонов, сын герц. Вандомского Антуана Бурбона и Жанны д'Альбре, кор. Наваррской (с 1555). От брака с Маргаритой Валуа детей не было, от брака с Марией Медичи - 6 детей, в т. ч. буд. кор. Людовик XIII.
Г. был крещен в католич. вере 6 марта 1554 г. После смерти деда Генриха д'Альбре королевой Наварры и виконтессой Беарна стала мать Г., а наследным принцем - сам Г. С 1556-1557 гг. при поддержке королевской четы на территории Наварры и Беарна стал распространяться кальвинизм. На праздник Рождества 1560 г. Жанна д'Альбре официально отреклась от католич. веры, став одной из самых одиозных сторонниц «реформированной религии». Вместе с ней в кальвинизм перешли ее муж Антуан Бурбон и сын Г. Однако Антуан Бурбон, как принц крови претендовавший на регентство при малолетних королях Франциске II († 1560) и Карле IX, после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся к католич. вере. В авг. 1561 г. Г. вместе с матерью прибыли к королевскому двору. После «резни в Васи» (1562), когда дворяне герц. Гиза избили гугенотов, положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594), Жанна д'Альбре демонстративно удалилась в замок Вандом (кон. марта 1562), Г. остался при франц. дворе и сменил вероисповедание, став католиком (1 июня 1562). После смерти Антуана Бурбона (17 нояб. 1562) королева-мать Екатерина Медичи разрешила Жанне д'Альбре взять на себя религ. воспитание сына. Вернувшись к кальвинизму, Г. тем не менее вместе с герцогом Анжуйским (буд. кор. Генрих III) и герц. Генрихом Гизом начал изучение основ католич. богословия в Наваррском колледже в Париже.
В кон. янв. 1567 г. Жанна д'Альбре с сыном вернулись в свои владения. После гибели дяди, принца Луи де Конде, в сражении при Жарнаке (13 марта 1569) Г. стал формальным лидером партии гугенотов (реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Г. Колиньи).
3-я религ. война завершилась победой католиков. После подписания мирного договора в Сен-Жермен-ан-Ле (8 авг. 1570) в результате долгих переговоров было решено скрепить мир союзом католич. принцессы Маргариты Валуа, сестры короля Франции, и протестант. принца Г. Мать Г., строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Колиньи Жанна дала согласие на брак сына и в нач. февр. 1572 г. прибыла в Париж. Проболев нек-рое время, она умерла (9 июня), а 8 июля того же года в Париж прибыл Г. в сопровождении лидеров гугенотской оппозиции. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба, на к-рую так и не было получено офиц. разрешения папы Римского Григория XIII (по приказу Екатерины Медичи было сфабриковано подложное письмо папы, офиц. разрешение было получено только 27 окт. 1572). Венчание проводил кард. Карл Бурбон, дядя Г. и единственный католик в семье, по специальному церемониалу: невеста-католичка венчалась одна в соборе Парижской Богоматери, а гугенот Г. ожидал снаружи. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение гугенотов, к-рое получило название Варфоломеевской ночи. Были убиты тысячи протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и свита Г., разместившаяся в королевском дворце - Лувре. Г. спасли отречение от кальвинист. веры и переход в католичество (26 сент. 1572). В течение 3 лет он был вынужден оставаться при франц. дворе и даже участвовать в экспедиции против гугенотов (осада Ла-Рошели в 1572-1573).
В нач. февр. 1576 г. во время королевской охоты Г. удалось бежать, после неск. месяцев колебаний он публично отрекся от католич. веры (13 июня). Вернувшись в свои владения, Г., к тому времени уже король Наваррский, старался проводить уравновешенную политику, сочетая выполнение своих обязанностей как правителя Гиени, представлявшего интересы франц. короля в этом регионе, с уважением прав своих подданных, исповедовавших кальвинизм. Несмотря на разногласия и военные действия, отношения между королевскими дворами, видимо, не были окончательно прерваны. В 1578 г. ко двору короля Наваррского прибыла королева-мать, к-рая привезла проживавшую до этого времени в Париже жену Г. Маргариту. Екатерина Медичи ок. 18 месяцев гостила у зятя, стремясь в ходе организованных ею переговоров, диспутов и балов убедить предводителей гугенотской оппозиции отказаться от сепаратистских устремлений.
После смерти в 1584 г. бездетного Франциска, герц. Анжуйского, брата кор. Генриха III, Г., первый принц крови, стал офиц. наследником франц. короля. Однако Католическая лига (союз католич. городов во главе с Парижем) и кор. Испании Филипп II отказались признать кандидатуру Г., поддержав в янв. 1585 г. претензии на франц. престол кард. Карла Бурбона. Одним из пунктов мирного договора, подписанного в Немуре и завершившего 8-ю религ. войну (июль 1585), стало требование отказать Г. в возможности наследования престола, поскольку только принц-католик может претендовать на франц. корону. Папа Сикст V буллой «Ab immensa aeterni» от 9 сент. 1585 г. отлучил Г. от Церкви, лишил его всех владений и объявил неспособным наследовать корону Франции.
Волнения в Париже 1588 г., организованные Католической лигой, вынудили кор. Генриха III бежать из восставшей столицы и искать союза с Г., к-рый и был заключен 30 апр. 1589 г. в Плеси-ле-Тур. Результатом этого союза стала совместная осада Парижа. После смерти Генриха III Г. официально был признан королем Франции. Однако сторонники Католической лиги, центром к-рой оставался Париж, отказались признать Г., провозгласив королем кард. Карла Бурбона под именем Карл X. Г. вынужден был начать военные действия против лиги для «завоевания королевства», одержал ряд побед, в т. ч. при Арке (1589) и при Иври (ныне Иври-ла-Батай, 1590), в апр.-сент. 1590 г. осаждал Париж, а в нояб. 1591 - апр. 1592 г.- Руан, взял Шартр и Нуайон (1591), однако исход войны был неясен. Лигеры получали значительную финансовую помощь от испан. кор. Филиппа II, папы Римские Сикст V и Климент VIII неоднократно посылали своих легатов и нунциев, среди их задач была и попытка организовать выборы короля-католика с целью сохранения католичества во Франции (рассматривалась также возможность возведения на престол испан. принца). В янв. 1593 г. в Париже собрались Генеральные штаты для избрания нового короля. В таких условиях Г. понимал, что положить конец гражданским войнам и взять власть в свои руки станет возможно только после перехода в католич. веру. В апр.-июле 1593 г. в г. Сюрен состоялись переговоры между представителями короля и депутатами Генеральных штатов. В мае Г. публично сообщил о своем решении поменять конфессию, 25 июля в Сен-Дени архиеп. Буржа Рено де Бон принял католич. исповедание веры короля (это был 6-й раз, когда Г. менял веру). Пролигерски настроенные города и правители постепенно прекращали борьбу, одни добровольно, другие, продавая свою верность на более или менее выгодных условиях. Католич. и протестант. вельможи получали за признание Г. щедрые вознаграждения в виде губернаторств, пенсий, придворных должностей, города и провинции - торжественные подтверждения их привилегий. В янв. 1594 г. Г. сдались города Мо, Орлеан, Бурж, Экс (ныне Экс-ан-Прованс), в февр.- Лион. 27 февр. 1594 г. в Шартре состоялась коронационная церемония. 22 марта Г., кор. Франции, без боя вступил в Париж, по преданию сказав ставшую знаменитой фразу: «Париж сто́ит мессы!» Тогда же были окончены переговоры о сдаче Руана, а также Лана, Амьена и др. городов Пикардии, чуть позднее под власть Г. перешла Шампань.
С 1592 г. Г. пытался добиться от Папского престола снятия церковного отлучения. Посланное в окт. 1592 г. в Рим посольство так и не было принято папой Климентом VIII. Новое посольство во главе с Луи Гонзагой, герц. Неверским, католиком и итальянцем по происхождению, было отправлено в окт. 1593 г. Папа Климент VIII, опасавшийся неудовольствия со стороны испанцев, отправил навстречу франц. посольству иезуита А. Поссевино, чтобы тот отговорил их от поездки в Рим, однако Поссевино добился от папы приема франц. послов как частных гостей. Наконец, после долгих и тяжелых переговоров папа Римский Климент VIII, опасаясь отпадения Франции от католич. Церкви, официально снял отлучение с Г. (17 сент. 1595) и восстановил дипломатические отношения с Французским королевством. Легатом во Францию назначался флорентийский кард. Александр Медичи, к-рый должен был не только подтвердить факт перехода Г. в католич. веру, но и реорганизовать Церковь во Франции и выступить посредником между Г. и испан. королем в войне, к-рую те вели с янв. 1595 г. В 1596-1598 гг. последние сторонники лиги признали власть Г., а Вервенский мир (2 мая 1598) положил конец войне с Испанией. Все завоеванные испан. королем и католич. оппозиционерами города и провинции были возвращены Франции.
Гражданский мир был установлен после подписания Нантского эдикта (13 апр. 1598), мирного договора, завершившего религ. войны во Франции и отмененного только франц. кор. Людовиком XIV в 1685 г. Дополненный бреве (30 апр.) и рядом секретных статей (2 мая 1598) Нантский эдикт утвердил основы гос. политики веротерпимости, предоставив гугенотам, составлявшим ок. 7% населения, особый статус. Католичество оставалось гос. религией, но были подтверждены права гугенотов на свободу проповеди, школьного преподавания и богослужения. В гражданских правах они полностью уравнивались с католиками и получали доступ ко всем гос. должностям. Реформатское богослужение по-прежнему было запрещено в Париже, но разрешалось там, где было введено ранее.
Предоставление политических прав гугенотам, а также невыполнение обещаний, данных королем во время переговоров о снятии церковного отлучения, испортили отношения Г. с Папским престолом. Так, во Франции решения Тридентского Собора не были приняты, т. е. зарегистрированы парламентами. Реставрация католич. Церкви в Беарне и Наварре ограничилась назначением 2 епископов в 1597 и 1599 гг. Тем не менее папа Климент VIII пошел навстречу Г., объявив недействительным его брак с Маргаритой Валуа (дек. 1599). Среди оснований для расторжения брака назывались его неканоничность (недобровольное вступление в брак, отсутствие папского разрешения, специфика церемониала) и отсутствие наследника. 17 дек. 1600 г. Г. вступил в брак с Марией Медичи, племянницей папы Климента VIII. Впосл. Г. попытался восстановить влияние Франции в Риме и противостоять испан. партии, игравшей политическую роль в Римской курии. Политика Г. по отправлению к Папскому престолу франц. кардиналов и по предоставлению пенсий нек-рым кардиналам и членам Римской курии принесла результаты уже в 1605 г.: решения, принимаемые на конклавах по избранию папы Римского, зависели от франц. партии - 1 апр. 1605 г. папой Римским, взошедшим на престол под именем Лев XI, был избран дядя кор. Марии Медичи, в др. раз (после 8 мая) французам удалось отклонить кандидатуру, поддерживаемую испанцами, и настоять на избрании лояльно настроенного к Франции папы Павла V, в 1606 г. ставшего восприемником дофина Людовика.
Сыграв решающую роль в создании уникальной для Европы раннего Нового времени религиозно-политической ситуации - сосуществования 2 конфессий, Г. после перехода в католичество способствовал успехам Контрреформации во Франции. В сент. 1603 г. он разрешил вернуться иезуитам, изгнанным в янв. 1595 г. из округов Парижского, Руанского и Дижонского парламентов. Иезуитом был исповедник короля Пьер Котон, к-рому Г. в 1604 г. подарил замок Ла-Флеш и 2 тыс. экю годовой ренты для создания иезуитской коллегии (там он завещал похоронить свое сердце). Г. поддерживал основание новых и реформирование существовавших мон-рей: в 1604 г. Пьер де Берюль основал первый в Париже кармелитский мон-рь, в 1607 г.- мон-рь урсулинок, в 1604-1606 гг. построен первый мон-рь капуцинов, в 1609 г. по инициативе аббатисы Анжелики Арно была проведена реформа мон-ря Пор-Руайаль. Г. пригласил ко двору католич. св. Франциска Сальского, исповедался ему в грехах.
Успехи в экономической политике Г. связываются исследователями чаще всего с именем Сюлли, фаворита короля, гугенота, с 1596 г. управлявшего финансами, а в 1598 г. ставшего суперинтендантом Франции. С помощью Сюлли Г. за неск. лет удалось добиться экономического подъема страны. Политика гос. меркантилизма позволила поправить коммерческий баланс Франции. Правление Г. способствовало развитию городов королевства, в частности широкому применению каменного строительства.
Несмотря на успехи, Г. продолжал оставаться объектом критики, прежде всего со стороны тех, кто были привержены теориям тираноубийства, рассматривавшим возможность убийства короля. В 1609-1610 гг. короля обвиняли в невыполнении данных папе обещаний, в открытой поддержке протестантов в Женеве и в Нидерландах.
14 мая 1610 г. Г. был убит ударом кинжала заскочившим в проезжавшую по улицам Парижа королевскую карету фанатиком Франсуа Равальяком. Сразу схваченный, Равальяк был казнен 27 мая на Гревской пл. Совр. исследователи отвергают идею антикоролевского заговора.
Г. похоронен в королевской усыпальнице в базилике Сен-Дени.