(† 1838), нмч. Янинский (Иоаннинский) (пам. греч. 17 янв.). Род. в 1808 г. в дер. Дзурфли или Дзурали в епархии г. Гревена в бедной крестьянской семье.
Рано осиротев, Г. долго скитался по Эпиру в поисках работы. В возрасте 22 лет он был взят конюхом к жившему в Янине одному из военачальников Имин-паши. В 1836 г. вместе с хозяином переехал в Парамитью. Там он был оклеветан турком из Янины, рассказавшим, что Г. якобы принял ислам, затем вернулся в христ. веру. На суде Г. сумел доказать ложность этого обвинения. Вскоре он вступил в брак с христианкой по имени Елена и продолжил служить конюхом у высокопоставленных тур. чиновников в Янине и Фильятесе. В дек. 1837 г. у Г. родился сын, к-рого назвали Иоанном.
12 янв. 1838 г., когда Г. шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, к-рый прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Г. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, к-рый, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Г. в тюрьму. Г. предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Г. отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 янв. его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Г. без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Г., но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор. В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впосл. К-польский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Г. Но везир отказал им. 17 янв. мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Г. появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Г., турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя св. Афанасия. От гробницы Г. происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впосл. над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.
Янинский митр. Иоаким составил в честь Г. последование. В 1839 г. его преемник, митр. Иоанникий, отправил в К-поль Житие и чудеса Г., составленные 2 епископами, Леонтием Велласким, Серафимом Перистерийским, и 30 жителями Янины. В 1839 г., при патриархе Григории VI, Синод К-польской Церкви установил общецерковное почитание Г., к-рый считается покровителем Янины. 26 окт. 1971 г. мощи Г. были перенесены в храм, освященный в честь новомученика, и помещены в драгоценной раке.
В наст. время частицы мощей святого находятся в различных городах Греции, в т. ч. в храме вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике и в мон-ре св. Дионисия на Афоне.
Первая служба и похвальное слово святому были написаны в 1839 г. иером. Хрисанфом (Лайнасом) (изд. Керкира, 1876). Впосл. в честь Г. были составлены еще 2 службы (ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 453; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 90-91).
Изображения Г. появляются сразу после его смерти 17 янв. 1838 г., до офиц. канонизации 19 сент. 1839 г. По преданию, перед тем, как предать земле тело Г., Янинский митр. Иоаким призвал протопсалта кафедрального собора Петра Георгиадиса и велел ему написать икону новомученика. Этот образ освятили, приложив к мощам Г. Через неск. дней после казни новомученика была выполнена еще одна икона, написанная 30 янв. 1838 г. мастером Зикосом Хиониадисом по заказу иером. Хрисанфа (Лайнаса) из Арты, она хранилась в его доме в Янине. В 1838 г. на Афоне были исполнены неск. гравюр иером. Даниилом. Г. обычно изображается юным, с усами, изредка с очень короткой округлой бородой (икона из ГЭ), в тур. платье (фустанелла) и с феской на голове. На нек-рых изображениях он представлен с непокрытой головой (гравюра иером. Даниила, 1838, Афон (Археологический музей, София); гравюра мон. Кирилла, 1845, Афон (коллекция Леандра Врануссиса, Афины) и др.). В правой руке святой держит крест, в левой - пальмовую ветвь. На иконах и гравюрах он часто представлен на фоне города, с клеймами сцен из Жития.
Изображения: икона «Св. Георгий Новый, Янинский, и его кончина», 10 сент. 1838 г., Греция, Эпир (ГЭ); икона в ц. Богоматери в Янине, XIX в.; гравюра, иером. Даниил, 1838 г., Афон (капелла ц. св. Георгия Янинского в Конице (Греция)); гравюра со сценами мученичества, неизвестный мастер, 1840 г., Афон (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); гравюра со сценами мученичества, мон. Кирилл, 1841 г., Афон (коллекция Н. Иониса, о-в Идра (Греция)); гравюра, Панайотис Константину, 1865 г., Афон (Народный музей, Самоков (Болгария)) и др.