Коссов (4.04.1855, с. Андросово Дмитровского у. Орловской губ.- 8.09.1928, с. Спас-Чекряк Центральночернозёмной обл.), священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС неск. лет преподавал в одной из земских школ Дмитровского у. В 1884 г. рукоположен во священника и назначен на беднейший в Орловской епархии приход в с. Спас-Чекряк Болховского у. Попросил благословения у прп. Амвросия Оптинского на перемену места служения, старец же благословил на месте ветхого деревянного храма XVII в. построить каменный. Чтобы добыть для этого средства, Г. открыл кирпичный завод, организовал образцовое пчеловодческое хозяйство. На заработанные деньги построил в селе больницу, приют для сирот на 150 мест, дом для приезжих, слесарную мастерскую. В 1885 г. открыл 1-классную школу для мальчиков, спустя 2 года - первую в епархии 2-классную школу, где учились ок. 130 чел. Учащиеся получали профессии переплетчика, токаря, слесаря. При школе была б-ка (500 книг). В окрестных селах и деревнях Г. организовал 5 церковноприходских школ, интернат. В устроенных им школах был попечителем и законоучителем. Построив ц. в честь Преображения Господня в Спас-Чекряке (1896-1905), Г. служил в новом храме. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин, Н. Д. Жевахов и др. За годы служения у него побывали тысячи людей.
После Октябрьской революции 1917 г. хозяйство священника преобразовали в сельхозартель, приют для сирот и школы закрыли. Осенью 1918 г. Г. арестовали и, продержав в уездной тюрьме неск. дней, выпустили за неимением улик, в 1920 г. вновь арестовали по обвинению в укрывательстве церковных ценностей, отправили в орловскую тюрьму, но вскоре отпустили. Г. продолжал служить в храме, помогал прихожанам преодолевать материальные трудности и духовные беды. Г. погребен у алтаря построенной им церкви. На его похороны 29 авг. приехало более 40 епископов и священников.
Семья Г. после его смерти была репрессирована. Вдова Александра Моисеевна скончалась в ссылке в Архангельске. Невестка Глафира Алексеевна после пыток в орловской тюрьме лишилась рассудка и умерла. Брат - свящ. Покровской ц. в г. Болхове о. Константин вместе с др. священниками утоплен в трюме баржи в р. Енисей (под Красноярском).
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 9 дек. 2000 г. обретены его св. мощи (хранятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова).
Г. начала разрабатываться орловскими художниками в кон. 90-х гг. XX в., накануне его канонизации, в совр. традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: напр., для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А. В. Власовым из Мценска (в наст. время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Г. 10-х или 20-х гг. XX в., а древнерус. ростовые образы святых, облаченных в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введен как награда в 1797), в лике отсутствует портретная характеристика.
Последующие иконы Г., созданные в нач. XXI в. в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям - святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в темной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и легкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны 2 поясных образа с мощевиками (работы диак. Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского (Никитского) кафедрального собора Орла и ц. Рождества Христова в Болхове: Г. изображен в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей).
К этой же группе произведений принадлежит икона Г. с мощевиком 2000 г. письма худож. Н. И. Троицкого из ц. свт. Николая Чудотворца на Песках в Орле, к-рая воспроизводит фотографию Г. по композиции и отчасти передает ее монохромный колорит. Образ 2003 г. из того же храма создан по типу иконографии прав. Иоанна Кронштадтского (Г. с потиром в руке). Иконы мастера М. М. Никитина (2000 и 2002) из ц. свт. Василия Великого в Орле, заказанные в период обретения мощей, выполнены в традиц. иконописной стилистике XVI-XVII вв., но тоже с использованием фотодокументов, причем на 2-й иконе Г. представлен в полном священническом облачении (др. тип иконографии). Еще один извод предложен диак. Александром Невровым - это ростовая икона 2002 г. (собрание автора) с фигурой святого вполоборота в иерейском облачении на фоне Преображенской ц. в с. Спас-Чекряк (скопирована с рисунка нач. XX в.).