(† до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), потомок блгв. кн. муромского Давида (Петра) Георгиевича и св. кнг. Февронии (Евфросинии). Правление Г. Я. началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/46 г. К этому времени, по-видимому в результате разорения города и его округи монголо-татарами в 1281, 1288 и 1293 гг., Муром запустел, княжеская резиденция находилась вне его; в 1330 г. кн. Ярослав, отец Г. Я., был должен митр. Феогносту 15 гривен церковных даней (Присёлков М. Д., Фасмер М. Р. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Рус. Церкви XIV в.: (Посвящ. В. Н. Бенешевичу). I-IV // ИОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68).
В 1351 г. Г. Я. «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60). В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, к-рые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами» (Повесть о Рязанском еп. св. Василии 40-х гг. XVI в. сообщает, что Г. Я. «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» - Памятники. Вып. 1. С. 235.)
Правление Г. Я. в Муроме было недолгим. Летом 1355 г. в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник кн. Федор Глебович, осадивший город. Г. Я. бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлек на свою сторону большинство бояр, к-рые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Г. Я. в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Г. Я. вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате к-рого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Г. Я. Последний, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 64). Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что кн. Федор «умори» Г. Я. (Там же. Т. 30. С. 111). Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 нояб. 1355 г. нижегородско-суздальского кн. Константина Васильевича, можно заключить, что Г. Я. умер ранее указанной выше даты. Имя Г. Я. было занесено в синодики муромского в честь Преображения Господня муж. мон-ря и Никольского собора в г. Зарайске.
Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Г. Я. вошли в большинство текстов т. н. лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV - сер. XVI в. неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерус. летописные своды. В 40-х гг. XVI в. они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно к-рой Г. Я. был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском еп. св. Василии вошла в Житие блгв. муромского кн. Константина и его детей Михаила и Феодора, написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 г., и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Г. Я. в Муроме относится к времени не ранее XVII в.- после местной канонизации свт. Василия (1609). Свидетельствами почитания Г. Я. являются памятники иконографии. Хотя его имя не включено в список Собора Владимирских святых, установленный при учреждении празднования Собора в 1982 г., Г. Я. изображается на совр. иконах Собора Муромских святых.
Наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением Г. Я. является икона «Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с 87 клеймами жития» (1714) муромского иконописца А. И. Казанцева (МИХМ). Блгв. князь представлен в 72-74-м клеймах иконы, открывающих последний цикл произведения с историей об «обновлении града Мурома» Г. Я. и с повестью о свт. Василии, еп. Рязанском. Здесь изображено: вокняжение в Муроме Г. Я. («прииде из Киева в Муром град»), его правление («постави себе двор и началствоваша во граде Муроме»), обновление им храма Благовещения Богородицы - молебен перед иконой Божией Матери («первоначалную церковь... обновил и епискупа оу той церкви оустроил по прежнему именем Василия»). В 1-й композиции Г. Я. верхом на коне представлен с дружиной у ворот Мурома; во 2-й он восседает на троне с посохом в деснице, перед ним - подданные в виде 3 мужей разного возраста; в 3-м сюжете блгв. князь с народом молится за спиной свт. Василия. Во всех клеймах Г. Я. изображен со сплошным золоченым нимбом как средовек с короткими кудрявыми волосами и небольшой бородой, одет в шубу желтоватого цвета с золотом и темно-зеленое платье, княжескую шапку с опушкой, в последнем клейме голова не покрыта, а его образ по иконографии почти идентичен внешнему облику рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (представлен тоже с нимбом в 85-86-м клеймах иконы).
Иконография данных клейм близка к миниатюрам лицевой рукописи «Сказание о граде Муроме и о епископьи его, како преиде на Резань», написанной на бумаге посл. четв. XVII в. в кон. XIX - нач. XX в. И. Г. Блиновым (СПбФИРИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. № 50). Предполагают, что миниатюрист копировал клейма более ранней несохранившейся иконы с циклом, иллюстрирующим Повесть о свт. Василии Рязанском (Дмитриева Р. П., Белоброва О. А. Петр и Феврония Муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 174. Примеч. 63). В отличие от иконы 1714 г. в изображении молебна Г. Я. не имеет нимба (в других - с нимбом), в 1-й миниатюре жест князя иной - он указывает на город.
Совр. иконография Г. Я. ориентирована на его изображения в клеймах образа 1714 г. Блгв. князь представлен на 2 иконах «Собор Муромских святых» работы И. В. Сухова (муромский Троицкий мон-рь). На иконе 1998 г. из местного ряда иконостаса (2-я слева от царских врат) он изображен в числе 15 святых самым верхним в левой группе, в княжеской одежде и шапке, с крестом в правой руке, т. к. в местной традиции почитается не только как блгв. князь, восстановивший Муром, но и как мученик, неправедно изгнанный из города и умерший «с истомы» (Рогожский летописец: ПСРЛ. Т. 15. Пг., 1922. Стб. 60, 64; Епанчин. С. 49). На др. иконе 1996 г. (в наст. время в ц. в честь Муромской иконы Божией Матери в скиту Троицкого мон-ря около дер. Мишино, близ Мурома) Г. Я. представлен среди святых, перед Муромской иконой Пресв. Богородицы, во 2-м ряду сверху крайним слева. На совр. иконах он изображен с нимбом, имеющим только контур, как и др. местночтимые святые.