(Гозис (Гозиопулос) Георгий; 25.03.1771, Димицана - 30.05.1826, Нафплион), митр. Ст. Патр (Греция). Род. на Пелопоннесе в семье ювелира Иоанна Гозиса, считавшего себя потомком древних лаконцев. Сестра матери, Канеллы Кукузопулу, была замужем за местным протоиереем; дома обеих семей находились рядом с церковью. Возможно, поэтому юный Георгий решил подвизаться на духовном поприще. Свое образование он начал в уч-ще в Димицане, потом переехал в Аргос. Иаков, митр. Нафплийский и Аргосский, заметив незаурядные способности юноши, принял его на должность секретаря митрополии и всячески ему покровительствовал. Вскоре Георгий был пострижен в монашество с именем Герман и рукоположен во диакона. Из Аргоса он был переведен в штат Смирнской митрополии, где значительно пополнил образование, пользуясь знаменитой б-кой, собранной мн. поколениями малоазийских греков. В 1797 г. митр. Смирнский Григорий, также родом из Димицаны, был избран на Патриаршую кафедру К-поля с именем Григорий. В столицу за ним последовал и Г., вскоре возведенный в сан архидиакона. Находясь при патриархе, Г. получил большой опыт адм. управления. После 1-го низложения Григория V Г. последовал за ним в ссылку на Афон, был назначен архидиаконом к др. архиерею, при к-ром оставался до 1806 г., пока наконец не был рукоположен во епископа и не занял кафедру Ст. Патр. С одной стороны, это напоминало почетную ссылку, поскольку Пелопоннес в структуре К-польского Патриархата считался далекой провинцией; с др.- Ст. Патры были тогда довольно оживленным городом, крупным торговым центром.
В 1815 г. митр. Г. был вызван на 3 года в К-поль для присутствия в Синоде. Считается, что именно в этот период он узнал о существовании тайного об-ва «Филики Этерия», имевшего целью подготовку антитур. восстания и освобождение Греции, ознакомился с его планами и был принят в его ряды. К началу Греческого восстания 1821 г. Г. благодаря своему положению и личным качествам был одним из наиболее влиятельных церковных иерархов не только Пелопоннеса, но и всей Греции. 26-30 янв. 1821 г. он принимал участие в историческом собрании в Востице (Эйоне), где решался вопрос о подготовке освободительного восстания. Весной того же года он много сделал для того, чтобы предотвратить задуманное турками истребление социальной элиты Пелопоннеса (зажиточных землевладельцев и архиереев). Как накануне, так и во время войны за независимость Г. выступал противником антигреч. политики англ. дипломатических агентов на Пелопоннесе, используя свое высокое общественное положение и связи, он неоднократно срывал их антигреч. акции. Г. был одним из наиболее влиятельных иерархов, оказавших поддержку восстанию, но не одобрял деятельности тех представителей духовенства, к-рые поддерживали радикально настроенных экстремистов, пытавшихся превратить народное освободительное движение в авантюру.
С именем Г. связана т. н. легенда о св. Лавре: 25 марта 1821 г., в день праздника Благовещения, митрополит Патрский воздвиг в мон-ре св. Лавра (Агия-Лавра) хоругвь с шитым золотом изображением Успения Пресв. Богородицы, принял присягу у добровольцев и повел их против турок на близлежащий г. Калавриту. Легенда получила распространение благодаря франц. дипломату Ф. Ш. Пукевиллю, застигнутому революцией в Греции, к-рый красочно описал вымышленные события и даже вложил в уста Г. пространную патриотическую речь, где восстание греков сравнивается с борьбой Маккавеев против язычников. На самом деле 25 марта Г. находился в Ст. Патрах и на пл. Св. Георгия принимал присягу у повстанцев. Это событие стало широко известно благодаря картине Л. Липарини «Герман Старопатрский поднимает знамя революции 1821 г.».
С началом восстания Г. активно включился в политическую жизнь, поддержав умеренное крыло в лагере греков; он вошел в состав создаваемых временных органов власти - Управления Ахеи и Пелопоннесской герусии. В дек. 1821 - янв. 1822 г. участвовал в работе I Национального собрания в Эпидавре, в окт. того же года отправился в составе правительственной делегации в Италию, чтобы вести переговоры с папой о его заступничестве за восставших греков перед европ. государями на Веронском конгрессе Свящ. Союза. Однако все усилия греч. уполномоченных были напрасны: они даже не получили аудиенции у папы, несмотря на обещание начать переговоры о церковной унии под началом Рима. Неудача объяснялась тем, что на Пия VII оказывал давление австр. канцлер К. Меттерних. Когда Г. вернулся в Грецию в авг. 1824 г., там только что закончилась 1-я гражданская война, а к концу года в стране назрел новый междоусобный конфликт. Митрополит не примкнул ни к одной из сторон и попытался выступить в роли миротворца. Убедившись в том, что все его усилия напрасны, Г. удалился в мон-рь Богородицы Хрисоподаритиссы в с. Незера, где был арестован солдатами одной из враждовавших сторон. Вскоре он был освобожден, однако здоровье немолодого уже архиерея было подорвано потрясениями. В апр. 1826 г. он получил пост главы одного из правительственных комитетов и принимал участие в заседаниях 3-го Национального собрания в г. Нафплионе. Еще до окончания войны с турками митр. Г. скончался от тифа.
Г. был хорошо образован, знаком с идеями европ. Просвещения и выступал сторонником развития системы образования и создания независимого Греческого гос-ва. Он всегда подчеркивал огромную роль правосл. традиции в истории греч. народа, считал, что своим выживанием в эпоху османского ига греки были обязаны именно Церкви. Во время революции Г. призывал паству к христ. отношению к врагам, был противником мародерства и осуждал жестокости военного времени. В последние годы жизни написал мемуары, к-рые считаются ценным источником по истории восстания 1821 г.