(† 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону, к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III. В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима. За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара, частично исправляя нек-рые неточности.
Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II. Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см. в ст. Вселенский VI Собор), ряд канонов к-рого противоречили практике Римской Церкви. Так, 36-й канон предоставлял К-польской кафедре, при сохранении за нею установленного еще II Вселенским Собором 2-го места в диптихе после Римской, равные с той преимущества, что вызвало протест папы Сергия I. Визит папы Константина I на Восток имел целью преодолеть эти разногласия. Однако по его возвращении произошел новый разрыв Рима с К-полем. Пришедший к власти путем военного переворота имп. Филиппик Вардан созвал Собор в К-поле (712), к-рый осудил решения VI Вселенского Собора и восстановил монофелитство, низложив патриарха Кира и заменив его Иоанном. Вскоре после избрания Г. папой патриарх Иоанн, желая восстановить общение с Римской Церковью, прислал ему послание, однако Г. отказался признать его законным патриархом. При новом имп. Анастасии II папа отправил в качестве легата пресв. Михаила на Собор в К-поль (нач. авг. 715), Собор низложил патриарха Иоанна и избрал на его место митр. Кизика свт. Германа I.
В 1-е десятилетие понтификата Г. между Римом и визант. императорами Анастасием II, Феодосием III и Львом III Исавром складывались доброжелательные отношения. Папа сотрудничал с их представителями в Италии, оказывал поддержку в борьбе с лангобардами, видя в визант. власти единственный гарант стабильности в Италии. Римская Церковь обладала значительными владениями в Центр. и Юж. Италии, бо́льшая часть к-рых сдавалась в аренду представителям визант. военной знати, что укрепляло связь между ней и Римской курией (Бородин. С. 82). В нач. VIII в., с приходом к власти кор. Лиутпранда, лангобарды усилили агрессию в отношении визант. Равеннского Экзархата, угрожая захватить Рим, для защиты к-рого Г. организовал работу по восстановлению городских укреплений.
В 718 г. лангобардский герц. Беневента (совр. Беневенто) Ромуальд II захватил г. Кумы в Кампании. От лица визант. власти папа вступил в переговоры с лангобардами, безуспешно предлагая за выкуп оставить город. Получив папское послание с просьбой начать военные действия против лангобардов, дукс Неаполя Иоанн и корректор Кампании субдиак. Феофил освободили Кумы. В др. случаях Г. старался не прибегать к помощи визант. войск, проводя переговоры с лангобардами. Так, когда кор. Лиутпранд конфисковал подаренные некогда кор. Арипертом земельные владения Римской Церкви в Коттийских Альпах, Г. добился возвращения земель Церкви, обратившись к королю с увещанием.
В 715-725 гг., пользуясь периодом относительного мира и стабильности в Италии, Г. проводил реставрацию рим. церквей, в т. ч. св. Варвары, Пресв. Девы Марии «ад Презепе» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре), Св. Креста (ныне ц. Санта-Кроче ин Джерузалемме), мон-ря св. ап. Андрея на Целийском холме, собора св. Павла и мон-ря при нем, заново отстроил ц. св. мч. Лаврентия за городской стеной (ныне Сан-Лоренцо фуори ле Мура) и соорудил ораторий св. ап. Петра на Латеране. После смерти матери (ок. 718) Г. обратил фамильный дом в Риме в мон-рь св. мц. Агафии, передав ему значительные имения в городе и за его пределами. Папа восстановил Кассинский мон-рь св. Венедикта (совр. Монте-Кассино), находившийся в запустении после разорения лангобардами (ок. 580), и направил в него аббата Петронакса из г. Бриксия (совр. Брешиа). Павел Диакон, сообщая о том, что Петронакс действовал по благословению папы Григория (De gestis Longobardorum. 6, 40), не уточнял, идет ли речь о Г. или же о его преемнике Григории III (как полагал в XII в. составитель Кассинской хроники кард. Лев Марсиканский), однако заслуга в восстановлении Кассинского мон-ря принадлежит именно Г., т. к., по свидетельству св. Виллибальда, в 730/1 г. в нем уже действовала община во главе с аббатом Петронаксом (Vita prima S. Willibaldi. 32-35 // ActaSS. Jul. T. 2. P. 509-510).
В апр. 721 г. Г. созвал в Риме Собор, принявший 17 канонов, определивших, при каких условиях нельзя заключать браки и запретивший практику похищения невест, а также осудивший гадания и ношение клириками длинных волос. Г. разрешил конфликт между патриархами Ст. Аквилеи (центр - Форум Юлия) Сереном и Нов. Аквилеи (центр - Град, совр. Градо) Донатом из-за спорных территорий, установив границу между Патриархатами по границе визант. (Град) и лангобардских (Форум Юлия) владений в сев.-вост. Италии (Gregorius II. Ep. 15-16).
При Г. возросло количество паломников к святыням Рима из Англии. В 716 г. в Рим отправился учитель Беды Достопочтенного аббат Ярроу и Вермута Кеольфрид, умерший в Лингонах (совр. Лангр, Франция), но завещавший передать папе в качестве дара один из ранних списков Вульгаты - Codex Amiatinus. В 727 г. в Рим прибыл кор. зап. саксов Ина. Отрекшись от престола, он по благословению Г. приобрел в Риме дом, ставший затем известным как «школа англов» (Schola Anglorum), где останавливались паломники, прибывавшие из англосакс. королевств.
В марте 716 г. по просьбе герц. Баварии Теодона папа направил в Баварию инспекторов Сабинского еп. Мартиниана, рим. пресв. Георгия и субдиак. Дорофея, в 723 г. послал с миссией еп. св. Корбиниана. В 719 г. в Рим прибыл пресв. Винфрид, получивший благословение Г. продолжать проповедь в зарейнской Германии. 30 нояб. 722 г. папа рукоположил Винфрида во епископа, дав имя Бонифаций. Сохранилась серия писем Г. к майордому Карлу Мартеллу, тюрингским князьям, клиру, народам Тюрингии и В. Саксонии (Gregorius II. Ep. 2-7), в к-рых он призывал оказывать Бонифацию поддержку.
С началом гонений против почитания икон визант. имп. Лев III Исавр потребовал от Г. признания изданных в 726 г. эдиктов против иконопочитания, но получил категорический отказ. В том же году папа созвал в Риме Собор, на к-ром осудил иконоборчество. Об этом Соборе известно из Хроники Иоанна Зонары (Zonara. S. 261), а также из послания папы Адриана I к Карлу Великому (Adrianus I. Ep. 52 // PL. 98. Col. 1275C sqq.), в к-ром сообщалось о речи, произнесенной Г. в защиту иконопочитания со ссылками на Предание, цитатами из Свящ. Писания. По поручению императора находившиеся в Риме дукс Василий, хартуларий Иордан и субдиак. Иоанн Лурион готовили убийство папы, но на защиту Г. встало рим. войско и горожане. В Риме начались волнения, во время к-рых Иордан и Иоанн Лурион были убиты, а дукс Василий дал обет стать монахом и был защищен Церковью. Пытаясь арестовать папу, экзарх Равенны Павел направил в Рим военный отряд, однако лангобардские герцоги Беневента и Сполетия (совр. Сполето) совместно с рим. войском преградили ему путь и заставили вернуться в Равенну.
После издания Львом III иконоборческих эдиктов по визант. Италии (особенно в центральной и сев. ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись визант. отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Визант. войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на К-поль с целью свержения Льва III. Г. воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов.
В 726 г., воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал визант. владения в Италии и к кон. 727 г. захватил Равенну. В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, Г. оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Г. ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение рим. войско.
В написанном в 726-727 гг. послании к К-польскому патриарху свт. Герману I (Gregorius II. Ep. 10) Г. изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях Вселенского VII Собора (Lamza. S. 140 ff.; см. также библиогр.: Aubert R. Grégoire II // DHGE. Т. 21. Col. 1420-1421), а также 2 др. посланий Г. к имп. Льву III Исавру (Gregorius II. Ep. 12, 13) (Л. Дюшен - LP. Vol. 1. P. 173. N 45). По мнению Г. Острогорского и ряда др. исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти 2 послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 гг.
В начале 1-го послания к имп. Льву III Г. излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство правосл. веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II, к-рый отправил в изгнание папу св. Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, Г. объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.
Г. упоминал в послании о взятии лангобардами мн. городов Италии и даже столицы Экзархата Равенны (Agnellus Ravennatensis. Liber Pontificalis Ravennatum // PL. 106. Col. 721-722B). Взятие Равенны датировалось исследователями 732-734 или 737-739 гг. (Бородин. С. 372; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 40), что попадает на понтификат Григория III. Наиболее вероятными датами взятия Равенны лангобардами следует признать кон. 727 г., освобождения города византийцами - нач. 729 г.
Во 2-м послании ко Льву III папа писал о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, о том, что вопросы веры должны находиться в компетенции епископов, а не императоров, но император не принял доводов Г. В 730 г. в К-поле был низложен патриарх свт. Герман, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. В ответ на полученное от него послание Г. заявил, что не намерен вступать с ним в общение, если тот не отречется от ереси. Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Г. к имп. Льву III, к-рое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) св. Татвина и дарование ему в янв. 731 г. паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III).
Г. погребен в одной из крипт собора св. Петра. Учение Г. о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману К-польскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором. Память Г. впервые появляется в нек-рых рукописях Мартиролога свт. Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февр. (видимо, день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерланд. происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февр. Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февр. В основном Г. почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев. Это отражено в иконографии Г.: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени.