КАРАС
Том XXXI , С. 18-19
опубликовано: 17 августа 2017г.

КАРАС

С. Карас. Фотография. Кон. ХХ в.С. Карас. Фотография. Кон. ХХ в. [греч. Καράς] Симон (21.05. 1903, дер. Стровици (ныне Лепрео, ном Элида, Греция) - 26.01.1999, Афины), греч. музыковед, исследователь визант. и поствизант. церковной и народной музыки. Детство К. пришлось на период первой мировой войны. Из-за трудностей того времени его семье приходилось постоянно переезжать с места на место, поэтому он обучался в начальной школе в Стровици (1907-1913), в средней школе в дер. Зурца, в гимназии в Кипарисии (1917-1921). В 1916 г. певчий малоазийского происхождения из ц. Пресв. Богородицы в Зурце научил К. петь по слуху «пространные» (ἀργά) евлогитарии (тропари по непорочнах) Великой субботы, тем самым привив ему любовь к визант. музыке. В гимназии К. занимался пением под рук. свящ. Евстафиоса Ламбринопулоса. В 1921 г. К. поступил в Юридическую школу в Афинах и одновременно устроился на работу в Мин-во социального обеспечения. Студенческие годы были трудными для К., т. к. бóльшую часть средств он тратил на покупку старопечатных книг и рукописей, необходимых для исследований. С 1920 г. начал собирать греч. народные песни во многих областях Греции. В 1924 г. К. написал учебное пособие (μέθοδος) по визант. нотации, в к-ром изложил собственную т. зр. на данную тему. В 1924-1927 гг. проходил военную службу в г. Патры.

После демобилизации К. арендовал дом в р-не Плака в Афинах и организовал там школу греч. музыки. В 1928 г. подготовил муз. часть Дельфийских празднеств, организованных греч. поэтом А. Сикельяну и его женой Э. Сикельяну. В 1929 г. К. основал Об-во по распространению национальной музыки. При об-ве были организованы школа и хор, к-рыми руководил К. В 1927-1930 гг., продолжая традицию протопсалта Александра Пападиамантиса и лампадария Александра Мораитидиса, пел на всенощных, которые служил свящ. Николай Планас в ц. прор. Елисея в р-не Плака. В 1932 г. по инициативе К. впервые состоялась поминальная служба (μνημóσυνο) по мученикам, убиенным при падении К-поля, К. прочел лекцию об этом событии, в исполнении хора прозвучали церковные песнопения и народные песни. Эта служба совершается до наст. времени почти по всей Греции, а также за ее пределами (напр., в Египте).

В 1937 г. К. перешел на работу в Мин-во печати и туризма в качестве эксперта по греч. музыке. С 1938 г. работал на Греческом радио, где основал отдел национальной музыки и стал его руководителем. К. также создал архив звукозаписи в Национальной радиовещательной корпорации, собирая в т. ч. народные песни в различных областях Греции. В 1939 г. К. вместе с хранителем отдела рукописей Греческой национальной б-ки Л. Политисом и директором Национальной картинной галереи М. Каллигасом при финансовой поддержке правительства отправился на Святогробское подворье в К-поле (Стамбуле) для организации фотосъемки рукописей, содержащих «экзегезисы» древних песнопений, выполненные протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием. По предложению К. эти рукописи были переправлены с дипломатической почтой в Греческую национальную б-ку в Афинах. В 1940-1941 гг. К. служил на фронте; по возвращении вместе с хором давал концерты для раненых в больницах и других учреждениях. В то же время он преподавал церковную и народную музыку в Греческом доме Ангелики Хадзимихали; совместно с физиком и математиком С. Врахамисом работал над проблемой интервалов в греч. музыке. В 1946 г. с хором участвовал в торжествах на стадионе Панатинаикос по случаю присоединения о-вов Додеканес в Эгейском м. к Греции. В 1950 г. К. женился на А. А. Ватугиу. Венчание было совершено в мон-ре Дафни по древнему визант. уставу во время Божественной литургии, тем самым было положено начало движению за возрождение этой традиции.

В 1953-1973 гг. К. вел передачи «Греческие голоса» (еженедельно, цикл из 700 передач о традиц. музыке) и «У истоков народной песни» с участием музыкантов из разных областей Греции на Греческом радио (большая часть записей этих передач утеряна). С 1969 г. К. вел программы на телевидении, в которых участвовали муз. и танцевальные коллективы со всей Греции.

К. выступал с докладами и лекциями на мн. международных конгрессах и в различных научных сообществах и ин-тах, среди наиболее интересных сообщений - «Нотная запись византийцев и ее развитие» (Афинское археологическое об-во, 1933), «Греческая музыка» (Об-во средневековых исследований, Афины, 1952), «Правильные интерпретация и транскрипция византийских музыкальных рукописей» (Международный конгресс византинистов в Фессалонике, 1953), «Происхождение восточной музыкальной традиции» (Международный конгресс по музыке Восточного Средиземноморья в Тунисе, 1963), «Роды и интервалы в византийской музыке» (1-й Международный конгресс по исследованиям византийской церковной музыки и восточной литургики в мон-ре Гроттаферрата (Италия), 1968), «Маистор Иоанн Кукузель и его эпоха» (Международный конгресс византинистов в Афинах, 1976), «Византийская музыка и ее проблемы» (богословский фак-т Бостонского ун-та (США), 1978), «Гармония, то есть нахождение интервалов и созвучий по средним гармоническим» (Музыковедческий конгресс в Дельфах, 1988).

С 1970 г. при финансовой поддержке Фонда Форда при помощи Марии Вура К. начал издание грамзаписей народных песен. Было выпущено 25 виниловых дисков с песнями из мн. областей Греции. До 1995 г. К. являлся директором Школы национальной музыки. В 1957 г. Мин-во образования присвоило этому учебному заведению статус специализированной школы греч. музыки. С нач. 70-х до кон. 80-х гг. XX в. из этой школы вышли известные музыканты, практики и теоретики греч. музыки, к-рые стали организаторами муз. школ и преподавателями на всех уровнях. Являясь учениками К., они продолжили его дело в области муз. практики и теории, популяризируя и укрепляя греч. муз. традицию. В 1996 г. К. был удостоен звания почетного доктора муз. отделения философского фак-та Афинского ун-та. Своей исследовательской, педагогической и организационной деятельностью К. способствовал возрождению греч. музыкальной традиции не только в Греции, но и в международном масштабе. В наст. время дело К. продолжают Архив С. Караса и А. Кара и Центр изучения и популяризации (προβολής) национальной музыки, основанный в 2009 г. А. Кара.

Соч.: ῾Η Βυζαντινὴ μουσικὴ σημειογραφία: [Μετὰ 4 παλαιῶν μουσικῶν πινάκων]. ᾿Αθῆναι, 1933; Γιὰ ν᾿ ἀγαπήσωμε τὴν λληνικὴ μουσική: Πέντε ραδιοφωνικῶν ὁμιλιῶν. ᾿Αθῆναι, 1946; Γένη κα διαστήματα εἰς τὴν βυζαντινὴν μουσικήν. ᾿Αθῆναι, 1970; ῾Η βυζαντινὴ μουσικὴ παλαιογραφικὴ ἔρευνα ἐν ῾Ελλάδι: Διάλεξις γενομένη ἐν Λονδίνῳ κατ᾿ ᾿Απρίλιον τοῦ 1975. ᾿Αθῆναι, 1976; Μέθοδος τῆς ῾Ελληνικῆς Μουσικῆς: Πρακτικὸν μέρος. ᾿Αθῆναι, 1981, 19962. Τεῦχος 1: ̓Ηχοι διατονικοί; Τεῦχος 2: ̓Ηχοι χρωματικοί; 1984. ῎Ετος 3. Τεῦχος 1: ̓Ηχοι κύριοι; Τεῦχος 2: ̓Ηχοι πλάγιοι; 1985. ῎Ετος 4. Τεῦχος 1: ̓Ηχοι κύριοι; Τεῦχος 2: ̓Ηχοι πλάγιοι; Μέθοδος τῆς ῾Ελληνικῆς Μουσικῆς: Θεωρητικόν. ᾿Αθῆναι, 1982. 2 τ.; Η Βυζαντινή ακολουθία του γάμου. Αθήνα, 1988 [Моногр. на основе рукописей визант. Евхология VIII-XI вв.]; Αρμονικά. Αθήνα, 1989; Η ορθή ερμηνεία και μεταγραφή των βυζαντινών μουσικών χειρογράφων. Αθήνα, 1990; Ιωάννης Μαίστωρ ο Κουκουζέλης και η εποχή του. Αθήνα, 1992; Μικροβλάχοι̇ Δίγλωσσοι ελληνικοί πληθυσμοί. Αθήνα, 1993.
Изд.: Η ακουλουθία του Ακαθίστου ´Υμνου. Αθήνα, 1994; Αι θείαι και ιεραί ακολουθίαι της Μεγάλης Εβδομάδος / Εκδ. Σ. Καράς, Ν. Κλέντος. Αθήνα, 1995-1997. 3 τ.; Η θεία και ιερά ασματική ακολουθία των Εγκώμιων του Επιταφίου και των Ευλογηταρίων. Αθήνα, 1996; Μουσικόν Μηναίον. Αθήνα, 1999. 21 τ.; Μουσικόν Τριώδιον. Αθήνα, 1999. 2 τ.; Μουσικόν Πεντηκοστάριον. Αθήνα, 2000; Δοξαστάριον Ιακώβου Πρωτοψάλτου. Αθήνα, 2006; Ειρμολόγιον Πέτρου πρωτοψάλτου του Βυζαντίου. Αθήνα, 2007.
Дискогр.: Изд. Об-ва по распространению национальной музыки (Σύλλογος πρὸς Διάδοσιν τῆς ᾿Εθνικῆς Μουσικῆς (᾿Αθῆναί) = Society for Dissemination of National Music (SDNM)): Βυζαντινο ῞Υνμοι τῶν Χριστουγέννων. 1972. (SDNM; 101); Idem. 1994. (SDNM CD; 2); Βυζαντινο ῞Υνμοι τῶν Θεοφανείων. 1972. (SDNM; 102); Idem. 1994. (SDNM CD; 3); ῾Η ακολουθία τοῦ ᾿Ακαθίστου ῞Υμνου. 1974. (SDNM; 107); Βυζαντινο ῞Υνμοι τῶν ᾿Επιταφίου κα Πάσχα. 1975. (SDNM; 112); ῞Υμνοι κα Θρήνοι τῆς ῾Αλώσεος. 1977. (SDNM; 116).
Лит.: Αγγελόπουλος Λ. Η σημασία του έργου του Σ. Καρά // Σύναξη. Αθήνα, 1985. Τεύχος 16. Σ. 55-58; Στάθης Γ. «Αμφοίν την τιμήν»: Το Εθνικόν και Καποδιστριακόν Πανεπιστήμιον Αθηνών τιμά την Εθνικήν Μουσικήν: Αναγόρευση σε επίτιμους διδάκτορες των Διδασκάλων της Ελληνικής Μουσικής Σ. Καρά και Σ. Περιστέρη // Εκκλησία. Αθήνα, 1996. Τ. 73. Σ. 650-652, 701-705, 742-745, 781-783; 1997. Τ. 74. Σ. 28-30, 86-96; idem. Σίμων Καράς: Διδάσκαλος της Εθνικής Μουσικής [1903 - † 26 Ιανουαρίου 1999] // Εφημέριος. Αθήνα, 1999. Τ. 48. Σ. 10-11.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДАМИС Михаил (род. в 1929), современный греческий композитор, хоровой дирижер и музыковед
  • ДРАГУМИС Маркос (род. 1934), греч. музыковед