КАРАСТОЯНОВ
Том XXXI , С. 23-24
опубликовано: 23 августа 2017г.

КАРАСТОЯНОВ

Б. Карастоянов на III съезде любителей знаменного пения в Москве. Фотография. 2005 г.Б. Карастоянов на III съезде любителей знаменного пения в Москве. Фотография. 2005 г. Божидар Пенев (род. 10.06.1940, с. Куле-Махала, ныне Златия Монтанской обл., Болгария), болг. музыковед. В 1954-1858 гг. обучался в муз. уч-ще в Варне. В 1958-1960 гг. проходил военную службу. В 1960-1962 гг. учился в Софийской гос. консерватории, с 1962 г.- на теоретико-композиторском фак-те Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, окончил его в 1966 г. по специальности «музыковедение, теория музыки». В 1967-1970 гг. преподаватель Хоровой капеллы мальчиков при Гос. музыкально-педагогическом ин-те им. Гнесиных. В 1970-1985 гг. младший научный сотрудник сектора музыки Всесоюзного ин-та истории искусств АН СССР. В 1986-2005 гг. научный сотрудник Ин-та музыки Болгарской АН (София). Читал курсы лекций в научных учреждениях и вузах Болгарии, Австрии и России. Участник научных конференций в Болгарии, России, на Украине, в Армении, Польше, Румынии, Нидерландах и Австрии. Инициатор и научный руководитель конференции «Теория и история монодии» в Вене. Автор работ по теории монодии и невменной нотации, выполненных на материале древнерус. певч. рукописей со знаменной нотацией и прежде всего двознаменников кон. XVII - нач. XVIII в. Подчеркивая генетическую связь элементов знаменного распева посл. четв. XV-XVII в. с речевыми интонациями, К. предложил способ его анализа, выделив более мелкие, чем попевки и фиты (соответствующие по отдельности или в сочетаниях текстовым колонам), мелодические и просодические элементы: тонемы (мелодические ходы, состоящие из 1-2 звуков и соответствующие простым или сложным знакам нотации), просодемы (модели озвучивания слогов с помощью тонем, их сочетаний или частей), мотивы (характерные участки мелодий, или интонационные обороты, состоящие из нескольких тонем и соответствующие группам знаков нотации), просодические звенья (слоговые группы, соответствующие мотивам или группам мотивов).

Соч.: К вопросу расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева // Musica antiqua IV: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1975. P. 487-503; Тонемы и просодемы знаменного распева // МААФАТ, 75: I Всесоюз. семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа муз. текстов (Ереван-Дилиуган, 27.X - 1.XI.1975): Мат-лы. Ереван, 1977. С. 148-155; Тонемите в знаменния разпев // Българско музикознание. София, 1980. Кн. 4. С. 50-66; Орнаментиране в «Болгарский роспев» // Там же. 1982. Кн. 1. С. 107-114; Сегментация мелодий знаменного распева // Невские хоровые ассамблеи: Всерос. фестиваль: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры», Ленинград, 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 47-50; Мотивите в руския знаменен разпев // Българско музикознание. 1986. Кн. 1. С. 41-50; Международный конгрес по стара музика на Европейския изток // Там же. С. 109-114 (совм. с Куюмджиевой С.); Сричката - най-малката певчески значима текстова единица в знаменен роспев // Там же. 1986. Кн. 4. С. 25-35; Нотирани стихири за св. Йоан Рилски в руския Месечен стихирар // Втори международен конгрес по българистика: Доклади, 17. Театьр и кино. Музика / Cост.: М. Йотова. София, 1987. C. 165-184; Русское знаменное песнопение на текст Григория Цамблака // Русско-болгарские связи в области книжного дела: Сб. мат-лов VII болгаро-советского семинара. София, 1987. С. 106-112; Стихирата за Борис и Глеб «Плътьскоую багатяща» - забележителен образец на старото руско певческо изкуство // Българско музикознание. 1987. Кн. 3. С. 31-66; За типологията на нотираните певчески книги «Славник», «Минейник» и «Стихирар» от Ходжи Ангел Севлиевец // Музикални хоризонти. 1988. № 17/18. С. 40-50; О таблицах мелодических формул знаменного распева // Musica antiqua, VIII: Acta musicologica. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 489-516; Знамената като тонемно-прозодемен тип знаци // Музикални хоризонти. 1989. № 2. С. 41-61; Попевки и фиты в центонах знаменного распева и их основные формулы // Българско музикознание. 1991. Кн. 1. С. 27-70; Tonemas and Prosodemas as Rhythmic Elements of Znamennyj Rospev // Rhythm in Byzantine Chant: Acta of the Congress held at Hernen Castle in November 1986 / Ed. C. Hannick. Hernen, 1991. P. 109-127; Стихира Борису и Глебу «Плотьскою богатяша» - выдающийся образец древнерусского певческого искусства // Музыкальная культура Средневековья. М., 1992. Вып. 2 / Сост.: Т. Ф. Владышевская. С. 12-14; Песнопения за святых Кирил и Методий в невмени извори от XII-XX в. София, 1993 (рец.: Тончева Е. Най-ранните нотирани песнопения за св. Кирил и Методий - опит за музикално-теоретичен анализ // Старобългаристика. 1994. Год 18. № 2. С. 115-118); Структурни единици от втори порядък в монодията и техните формулни осъществявания // Българско музикознание. 2002. Кн. 2. С. 5-15; Мелодические формулы знаменного распева в Фитнике Федора Крестьянина (ркп. 60-х гг. XVII в., РНБ, Собр. Погодина 1925, л. 183-194 об.). Вена, 2005; «Большой исон» - «Τὸ Μέγα ῎Ισον» Иоанна Кукузеля в редакции XIX в. Вена, 2007; Попевки знаменного распева: (По мат-лам певч. книги Праздники, новая истинноречная редакция: Ркп. кон. ХVII в., Москва, ГИМ, Синод. певч. собр. № 41). Вена, 2008; Стихира знаменного распева «Денесе Владычице Пресвятая Дево Царице преходите». Краткая версия стихиры «Днесь Владычица Богородица Пресвятая Дева Царица к Сыну Своему». Стихира знаменного распева «Днесь возрадуемся еже на небесехъ»: Публ., нотнолинейная транскр., коммент., исслед. Вена, 2009.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор
  • ДИНЕВ Петр Константинов (1889 - 1980), болг. композитор и музыковед, протопсалт
  • КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед