КАРДИОТИССА
Том XXXI , С. 68-69
опубликовано: 4 сентября 2017г.

КАРДИОТИССА

[Кера Кардиотисса; греч. Καρδιώτισσα, Κερὰ Καρδιώτισσα], мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, жен., действующий, принадлежит Петрской и Херронисской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата. Расположен примерно в 8 км от г. Малия (ном Ираклио, Крит), на сев.-зап. склоне горы Дикти на высоте 630 м.

Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в.Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в.История монастыря. Первое упоминание К. относится к 1333 г. Тем не менее исследователи предполагают, что мон-рь возник еще до периода венецианского владычества, в 961-1204 гг. При венецианцах местность, в к-рой расположена К., принадлежала лат. патриарху К-поля. Н. Ставракис считал, что первоначально К. была подворьем мон-ря Анкарафу.

В 1415 г. К. посетил монах из Флоренции Христофор Буондельмонти, к-рый сообщает о множестве чудес от находившейся там иконы Божией Матери. По преданию, эта икона была создана иконописцем прп. Лазарем (пам. 17 нояб.), подвергнутым пыткам при имп. Феофиле (829-842). В К-поле она была прикована цепями к мраморной колонне и вместе с ней чудесным образом перенеслась по воздуху на Крит. Эта колонна хранится в монастырском дворе. В 1498 г. икона была украдена греч. торговцем вина, который отвез ее в Рим. Во время плавания разразилась сильная буря, и корабль едва не затонул. По прибытии в Италию торговец тяжело заболел и перед смертью отдал икону в ц. ап. Матфея на ул. Мерулана. В 1798 г. она была перенесена в близлежащую ц. св. Евсевия и затем - в ц. Санта-Мария-ин-Постерула, а в 1866 г.- в ц. св. Альфонса на холме Эсквилин. В честь этой иконы, относящейся к иконографическому типу «Страстная» и получившей в зап. традиции название Божией Матери «Постоянной помощи» (Madonna del Perpetuo Soccorso), римский папа Пий IX учредил монашеский орден. В наст. время в К. чтится одноименная икона 1735 г., но др. иконографического типа, от к-рой также происходят исцеления.

Чудотворная икона Божией Матери из мон-ря Кардиотисса (ныне в ц. св. Альфонса на Эсквилине, Рим)Чудотворная икона Божией Матери из мон-ря Кардиотисса (ныне в ц. св. Альфонса на Эсквилине, Рим)Важную роль в истории мон-ря на протяжении неск. столетий играла семья Манганарисов. Считается, что они переселились на Крит из Монемвасии (Пелопоннес) после ее захвата турками в 1540 г. Однако из документа 1443 г. известно, что еще в 1429 г. венецианский наместник Крита передал К. свящ. Павлу Манганарису, и тот восстановил обитель на свои средства и заселил правосл. иноками. В сер. XVII в. (после 1645) братья Павел, Александр, Феодосий Манганарисы и их сестра Мария отреставрировали соборный храм (кафоликон). Игуменом К. стал их племянник Феофил. С тех пор до нач. ХХ в. игумены К. избирались из числа представителей этого рода.

Роспись алтарной части кафоликона мон-ря Кардиотисса. 1-е десятилетие XIV в. или ок. 1340 г.Роспись алтарной части кафоликона мон-ря Кардиотисса. 1-е десятилетие XIV в. или ок. 1340 г.В XVII - 1-й пол. XVIII в. К. обладала значительными земельными владениями. В 1720 г. монастырь получил статус ставропигиального. В 1755 г., по сообщению Ф. Корнелиуса, епископ Ситийский использовал К. в качестве одной из своих резиденций. В этот период в монастыре подвизалось 60 иноков.

В 1822 г. К. была разграблена турками и до 1828 г. пребывала в запустении. Во время антитур. восстаний мон-рь разорялся (1841) и дважды поджигался турками (1866, 1867). В 1866-1869 гг. К. служила штабом повстанцев. В 1869 г. иноки вернулись в разрушенный мон-рь. В кон. 1871 г. началось восстановление соборного храма, завершенное в нояб. 1874 г. Перепись 1881 г. упоминает о насельниках К.- 5 монахах и 4 мирянах (видимо, работниках).

В 1900 г. с упразднением Херронисской епископии К. была подчинена непосредственно Критской архиепископии. В этом же году монастырь был распущен. Восстановлен в 1935 г. В 1965 г. в обители осталось 3 монаха, в 1976 г.- 2. В 1983 г. К. преобразована в жен. мон-рь. В течение года в ней жила община монахинь-киприоток. После их возвращения на Кипр Критская архиепископия приняла решение заселить К. монахинями из разных критских обителей. В 1986 г. в ней подвизалось 5 монахинь, но затем число насельниц стало сокращаться, и некоторое время там оставалась только одна инокиня - мон. Феофилакта (Δίπτυχα. 2005. Σ. 933). В 2001 г. монастырь перешел из непосредственного подчинения Критской архиепископии в ведение Петрской и Херронисской митрополии. В наст. время в К. подвизается 5 монахинь (Δίπτυχα. 2012. Σ. 949), с 13 июля 2010 г. общину возглавляет игумения Мариам (Вавую).

Святыни: частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста и св. Параскевы.

Престольный праздник - Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.).

Фрески. Кафоликон монастыря освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. К древнейшей церкви с полуциркульным сводом (в наст. время алтарная часть храма) позднее были пристроены северный парекклисион во имя сщмч. Харалампия и 2 нартекса.

В 1970-1973 гг., во время реставрации кафоликона, были обнаружены фрески XIV в. Росписи алтарной части М. Борбудакис, К. Галлас и К. Вессель датируют 1-м десятилетием XIV в. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414, 417), а М. Биссингер - ок. 1340 г. (Bissinger. 1995. S. 145). Искусствоведы отмечают сходство этих росписей с фресками македонской школы. В конхе изображена Богоматерь «Знамение», ниже - святители, по сторонам конхи - «Благовещение», во лбу арки - «Спас Нерукотворный», на своде - «Вознесение Господне» и сцены Богородичного цикла.

Фрески центрального нефа 1-го нартекса более поздние и более низкого качества (по Борбудакису и др.- 2-я пол. XIV в., по Биссингеру - 60-е гг. XIV в.- Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414; Bissinger. 1995. S. 180). На вост. стене помещено «Успение Пресв. Богородицы», на своде - сцены христологического и Страстного циклов «Рождество Христово», «Сон прав. Иосифа», «Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим», «Предательство Иуды», «Несение креста», «Воскрешение Лазаря», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад», «Сретение Господне» и «Сошествие Св. Духа», на подпружной арке - 10 Критских мучеников (сохранилось 5 святых), на западной стене - «Тайная вечеря», «Умовение ног» и остатки композиции «Распятие».

На вост. стороне юго-зап. столпа находится ктиторский портрет в рост некой Кали или Калиопы, на аристократическое происхождение к-рой указывают нашивки с двуглавыми орлами на порфировой мантии. Над ней помещено изображение мон. Паламона; на сев.-зап. столпе - прп. Онуфрия Великого.

В юж. нефе 1-го нартекса изображен «Страшный Суд», под которым видны остатки др. слоя живописи (кон. XIV в., «Положение во гроб»). Фрагменты образов святых (в т. ч. Антония Великого) в сев. нефе близки по стилю к фрескам ц. Пресв. Богородицы в Капетаниане в юж. части нома Ираклио, 1401-1402 гг.

Лит.: Τζεδάκης Θ. Κερᾶς, Μονή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 505-507; Σπανάκης Σ. Γ. Παναγία η Καρδιώτισσα. Ηράκλειον, 1982; Borboudakis M., Gallas K., Wessel K. Byzantinisches Kreta. Münch., 1983. S. 414-418; Ψιλάκης Ν. Τὰ μοναστήρια τῆς Κρήτης. ᾿Αθήνα, 1986. Σ. 30-39; idem. Μοναστήρια κα ῾Ερημητήρια τῆς Κρήτης. ῾Ηράκλειο, 1992. Τ. 1. Σ. 64-76; idem. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο, 1998. Σ. 43-46; Bissinger M. Kreta Byzantinische Wandmalerei. Münch., 1995. S. 144-145, 179-180, 325-326; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 1997 2. Σ. 290-291; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 212-216; Κοκκίνης Σ. Τὰ μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1999 2. Σ. 185; Παχυγιαννάκης Ε., πρωτοπρ. ῾Ιερὰ Μονὴ Παναγίας τῆς Κερᾶς Καρδιώτισσας: Τὸ ἱστορικὸ τῆς Μονῆς / ῾Ιερὰ Μητρόπολη Πέτρας κα Χερρονήσου. Νεάπολις, s. a.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также