КАССИАН
Том XXXI , С. 504-506
опубликовано: 22 ноября 2017г.

КАССИАН

[лат. Cassianus; итал. Cassiano] (IV в. (?)), мч. (пам. зап. 13 авг.), пострадал в г. Форум Корнелия (ныне Имола, Италия). Сведения о К. приведены Пруденцием в поэме из цикла «О венцах мучеников» (нач. V в.; Prudent. Perist. 9). По пути в Рим поэт остановился в г. Форум Корнелия и посетил место захоронения К. Над гробницей было помещено изображение мученика, которого мальчики пронзали стилосами (заостренные стержни для письма на вощеных табличках). Сторож гробницы объяснил поэту, что К. преподавал чтение и письмо в начальной школе (magister litterarum), и ученики не любили его за строгость и придирчивость. Когда начались преследования христиан, К. отказался поклоняться языческим богам, был схвачен и приведен к судье, к-рый отдал его для расправы ученикам, чтобы они отомстили наставнику за строгие наказания. Дети кололи мученика стилосами, пока он не истек кровью.

Св. Кассиан среди учеников. Худож. А. Аспертини. Нач. XVI в. (Милан, Брера)Св. Кассиан среди учеников. Худож. А. Аспертини. Нач. XVI в. (Милан, Брера)Достоверность сведений Пруденция о К. остается дискуссионной. Несмотря на упоминание поэта о «книгах», в к-рых было записано сказание о К. (historiam pictura refert, quae tradita libris), составители позднейших агиографических текстов о мученике опирались только на сведения Пруденция. Высказывались предположения, что К. мог пострадать при имп. Диоклетиане (после 303) (Bless-Grabher. 1978. S. 63-64) или при имп. Юлиане Отступнике, запретившем христианам заниматься преподаванием (362; Iuliani Ep. 36 // The Works of the Emperor Julian / Transl. W. C. Wright. L., 1923. Vol. 3. P. 116-123). Вид казни, на которую осудили К., не был предусмотрен рим. законодательством и не находит параллелей в судебной практике Римской империи. Ф. Ланцони допускал возможность внесудебной расправы, но др. исследователи склонны полагать, что сказание о К. является свободной интерпретацией Пруденцием сюжета росписи или картины над могилой мученика. Отмечено, что 9-я поэма сб. «О венцах мучеников» вместе с поэмами 10 (об апостолах Петре и Павле) и 11 (о мч. Ипполите) составляет триптих, посвященный путешествию Пруденция в Рим. В 11-й поэме также описывается помещенное над гробницей святого изображение мученической гибели: мч. Ипполит, как и К., погиб необычным образом (был разорван на части лошадьми). Поминовение К. и Ипполита совершалось в один день, 13 авг. (Fux. 2003. P. 56-57). По мнению Ланцони, Пруденций подменил местное предание о гибели К. вымышленной историей. На возможный образец для этой истории (наказание рим. полководцем Камиллом учителя из г. Фалерии, предавшего учеников,- Liv. Ab urbe cond. V 27. 9) впервые указал католич. полемист Г. Витцель, к-рый, однако, отрицал связь истории, приведенной Титом Ливием, со сказанием о К. (Wicelius G. Chorus Sanctorum Omnium: Zwei Bücher Historien Aller Heiligen Gottes. Cöln, 1563. S. 474-476).

Мученичество св. Кассиана. Гравюра из кн. «Зерцало мучеников». 60-е гг. XVII в.Мученичество св. Кассиана. Гравюра из кн. «Зерцало мучеников». 60-е гг. XVII в.После исследования мощей К. (2003) наиболее вероятной причиной смерти названы проникающие ранения головы, нанесенные острыми предметами разного диаметра (не менее 2 отверстий в черепе). По мнению экспертов, занесенная инфекция вызвала менингеальную реакцию, в результате чего К. умер примерно через месяц (Facchini F., Fulcheri E., Belcastro M. G. Esame antropologico dei reperti attribuiti a S. Cassiano (Imola) // Divo Cassiano. 2004). В связи с полученными данными нек-рые исследователи склоняются к признанию достоверности сведений, приведенных Пруденцием (Briguglio F. Il martirio di S. Cassiano: Considerazioni giuridiche sulla sua condanna // Ibid. P. 141-152).

Почитание К. прослеживается с 1-й пол. V в. К этому времени, согласно Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшену, относится составление «италийской» редакции Иеронимова мартиролога, где память К. указана 11 и 13 авг. Вероятно, в V в. была построена базилика мч. К. на территории позднеантичного некрополя в зап. пригороде Форума Корнелия (мест. Вилла-Клелия). Во 2-й пол. VI в. базилику окружили крепостной стеной со рвом, впосл. на этом месте был сооружен замок Сан-Кассиано (Gelichi. 1988; Divo Cassiano. 2004. P. 34-36).

По свидетельству Агнелла Равеннского, К. особенно почитал св. Петр Хрисолог, еп. Равеннский (ок. 431-450), к-рый был сыном Корнелия, еп. г. Форум Корнелия. Перед смертью Петр Хрисолог посетил базилику мч. К. и щедро одарил храм; впосл. был там похоронен (Агнелл ошибочно относит эти сведения к еп. Петру II - Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis. 2006. P. 208, 215-218). В речи Тицинского (Павийского) еп. Эннодия (514-521) упоминается об освящении ц. во имя Иоанна Крестителя и мучеников Антонина и К. (MGH. AA. T. 7. P. 219-220). Предположительно к V в. относится посвящение святым Ипполиту и К. капеллы при базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо Маджоре) в г. Медиолан (ныне Милан) (см.: Savio. Lombardia. Pt. 1: Milano. P. 200; Kinney D. The Evidence for the Dating of S. Lorenzo in Milan // J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1972. Vol. 31. P. 95). Почитание К. засвидетельствовано в Риме, где папа Симмах (498-514) освятил во имя мученика алтарь в храме св. Андрея на Ватиканском холме (LP. T. 1. P. 261; Inscriptiones Christianae Urbis Romae / Ed. G. B. De Rossi. R., 1888. T. 2. P. 224; см.: Alchermes J. D. Petrine Politics: Pope Symmachus and the Rotunda of St. Andrew at Old St. Peter's // The Catholic Historical Review. Wash., 1995. Vol. 81. P. 1-40). К понтификату Льва III (795-816) относятся сведения о мон-ре мч. К., находившемся близ базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) (LP. T. 2. P. 23). Древнейшие изображения К. (в виде седого человека с небольшой бородой) сохранились среди мозаик храмов Равенны - единоличное в одном из медальонов на своде капеллы архиепископского дворца (кон. V в.) и в составе процессии мучеников на юж. стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.).

На распространение почитания К. повлияла широкая известность сочинения Пруденция. Не позднее нач. VIII в. скорее всего в Сев. Италии было составлено Мученичество К.- прозаическая переработка поэмы Пруденция (BHL, N 1626; CPL, N 2060; см.: Bless-Grabher. 1978. S. 75-77). К повествованию Пруденция восходят краткие сказания о К. в сочинении Григория Турского «О славе мучеников» и в поэме Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также гомилия св. Петра Дамиани. Беда Достопочтенный внес память К. в составленный им мартиролог, опираясь на прозаическое Мученичество (Quentin. 1908. P. 68). Поминовение К. указано в «исторических» мартирологах IX в. Ок. 920 г. франк. агиограф и муз. теоретик Хукбальд составил пространное Мученичество К., источником для к-рого послужила поэма Пруденция (изд.: Dolbeau. 1977).

Особое почитание мученика сложилось в еп-стве Сабиона (нем. Зебен, обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия); из грамоты кор. Людовика Немецкого (845) известно о посвящении К. кафедрального собора (Die Urkunden der deutschen Karolinger. B., 1934. Bd. 1 / Bearb. P. Kehr. S. 66-67. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 1)). При еп. Альбуине (до 977-1005/06) резиденцию перенесли в Бриксен (ныне Брессаноне), где кафедральный собор был освящен во имя К. и св. Ингенуина. С XII в. поминовение К. как покровителя еп-ства фиксируется в местных богослужебных книгах (Baur J. Die Spendung der Taufe in der Brixner Diözese in der Zeit vor dem Tridentinum. Innsbruck, 1938. S. 4, 8, 142). Вероятно, к XII в. относится создание Жития и Деяний св. епископов К., Ингенуина и Альбуина (BHL, N 1627), в к-ром изложено предание об основании Сабионского еп-ства. Согласно Житию, К. был 1-м проповедником христианства в обл. Норик и основателем еп-ства. Во время гонения на христиан его изгнали в г. Форум Корнелия, где он стал школьным учителем и впосл. принял мученическую смерть.

В более поздних агиографических произведениях о К. предание, восходящее к Пруденцию, смешивалось с бриксенским преданием. В кратких сказаниях доминиканца Варфоломея Трентского († ок. 1250) и еп. Петра Наталиса († не позднее 1406) упоминается, что К. был 1-м епископом Сабионы-Бриксена, но основная часть повествования следует изложению Пруденция (Reschius. 1760. P. 95-96; Petr. Natal. CatSS. 1543. Fol. 139v). Бриксенское предание стало известно в Имоле не позднее нач. XIII в. Тогда было составлено Мученичество К. (BHL, N 1635e), в к-ром святой прославляется одновременно как 1-й епископ Сабионы-Бриксена и как покровитель Имолы. Оба предания легли в основу Мученичества К., написанного в 1282 г. Иаковом из Варацце по просьбе Синибальдо де Милотти, еп. Имолы, благодаря которому в литературе утвердилось представление о К. как о епископе-мученике (BHL, N 1635b-c; изд.: Bless-Grabher. 1978. S. 190-198; см.: Lanzoni. 1925. P. 34-44; Delehaye. 1966. P. 290).

В средние века центром почитания К. стал замок Сан-Кассиано в предместье г. Имолы, где находились кафедральный собор, резиденции епископа и соборных каноников. Во время конфликта епископа, занимавшего сторону гвельфов, с горожанами, среди к-рых преобладали гибеллины, замок был разрушен по указанию имп. Фридриха I Барбароссы (1175). В 1187 г. еп. Генрих заключил договор с консулами и руководителями коммуны о перенесении епископской резиденции внутрь городских стен (Gaddoni S., Zaccherini G. Chartularium Imolense. Imolae, 1912. Vol. 2: Archiva minora. P. 357-359). В центре города началось строительство кафедрального собора во имя К.; в 1271 г. собор освящен еп. Синибальдо де Милотти. В наст. время мощи К. находятся в крипте собора, в барочной мраморной гробнице работы болонского скульптора Дж. М. Маццы (между 1698 и 1704). В ризнице хранится серебряный реликварий XIV в. с рукой мученика. Часть мощей К., а также фрагменты колонны, к-рая по преданию была обагрена кровью мученика, находятся в соборе Вознесения Богоматери и св. К. в г. Брессаноне.

В средние века К. почитали во мн. городах Италии, а также в Тироле и Баварии. Согласно Гоффредо да Буссеро, в кон. XIII в. в Миланском архиеп-стве 13 церквей были освящены во имя К. (Liber notitiae sanctorum Mediolani / Ed. M. Magistretti, U. Monneret de Villard. Mil., 1917. P. 88-90). В наст. время К. почитается как покровитель еп-ства Имола, архиеп-ства Феррара и Комаккьо и еп-ства Больцано и Брессаноне.

Ист.: BHL, N 1625-1629; ActaSS. Aug. T. 3. P. 16-30; Dolbeau F. Passion de S. Cassien d'Imola composée d'après Prudence par Hucbald de Saint-Amand // RBen. 1977. Vol. 87. P. 238-256; Greg. Turon. Glor. martyr. 42 // MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 66-67; Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis / Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. (CCCM; 199); Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. XIV 8 // PL. 135. Col. 857; Petri Damiani Serm. 39 // PL. 144. Col. 710-717; MartHieron. Comment. P. 434-435, 439-441; Adonis Martyrologium // PL. 123. Col. 331; MartUsuard // PL. 124. Col. 357-358; MartRom. Comment. P. 335-336.
Лит.: Reschius J. Annales ecclesiae Sabionensis nunc Brixinensis atque conterminarum. Augustae Vindelicorum, 1760. T. 1; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908 2. P. 48, 68, 249, 436, 482; Lanzoni F. Le leggende di S. Cassiano di Imola // Didaskaleion. N. S. 1925. Vol. 3. P. 1-44; idem. Diocesi. P. 773-774, 942; Sparber A. Das Bistum Sabiona in seiner geschichtlichen Entwicklung. Brixen, 1942. P. 11-19; Delehaye. Origines. P. 327-328; idem. Passions. 1966 2. P. 288-291; Gordini G. D., Raggi A. M. Cassiano di Imola // BiblSS. Vol. 3. Col. 909-912; Bless-Grabher M. Cassian von Imola: Die Legende eines Lehrers und Märtyrers und ihre Entwicklung von der Spätantike bis zur Neuzeit. Bern, 1978; La basilica di S. Cassiano, cattedrale di Imola. Imola, 1983; Gelichi S. La basilica di S. Cassiano e l'episcopio imolese nel medioevo: Nuovi dati archeologichi dall'area di Villa Clelia // Corsi di Cultura sull'Arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1988. Vol. 35. P. 261-269; Cremascoli G. Casiano // Diccionario de los Santos / Ed. C. Leonardi et al. Madrid, 2000. Vol. 1. P. 441-443; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence (Peristephanon 2. 5. 9. 11-14): Introduction générale et commentaire. Fribourg, 2003; Divo Cassiano: Il culto del santo martire patrono di Imola, Bressanone e Comacchio. Imola, 2004; Diebold W. J. Changing Perceptions of the Visual in the Middle Ages: Hucbald of St. Amand's Carolingian Rewriting of Prudentius // Reading Images and Texts: Medieval Images and Texts as Forms of Communication / Ed. M. Hageman, M. Mostert. Turnhout, 2005. P. 161-175; Andergassen L. Cassianus, Vigilius, Ingenuinus, Albuinus: I patroni della diocesi di Bolzano-Bressanone: Leggenda, culto e arte. Bressanone, 2006.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также