ГРУНДТВИГ
Том XIII , С. 388-389
опубликовано: 22 сентября 2011г.

ГРУНДТВИГ

[дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель.

Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера».

Н. Ф. С. ГрундтвигН. Ф. С. ГрундтвигВ 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации. Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Cвящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV.

В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г. Престё (о-в Зеландия). В 1822-1826 гг. служил в Копенгагене. В 1825 г. Г. издал памфлет «Ответ Церкви», содержавший критику учения проф. теологии Г. Н. Клаусена и требование удалить из лютеран. катехизиса Десять заповедей, к-рые, по мнению Г., представляют собой скорее евр. гражданский закон, чем христ. догматы (впосл. эти тенденции получили развитие в общине о-ва Борнхольм). За памфлет Г. был оштрафован и запрещен в служении, до 1838 г. все произведения Г. подвергались цензуре. Сосредоточившись в годы запрета на лит. работе, Г. посещал Англию (ежегодно с 1829 по 1831 и в 1843), где изучал древнеангл. язык, работал в б-ках и архивах. По возвращении из Англии Г. признал важность влияния гос. Церкви на народ, но проводил различие между гос. Церковью как гражданским учреждением и «живой Церковью истинных верующих». По мнению Г., народ должен сам избирать священников, а священники - иметь право свободного выбора тем для проповедей. Достижения нации Г. ставил в прямую зависимость от степени и качества веры народа.

В 1832 г. запрет на служение с Г. был снят, и с 1839 г. до конца жизни он служил пастором в церкви при одной из копенгагенских больниц (Vartovhospital). Его проповеди большей частью были в форме стихов в прозе. Поэзия, по мнению Г.,- божественная движущая сила внутри человека, к-рая способствует формированию нравственности и помогает сделать христианство доступным для народа. Поэт является глашатаем Бога, иногда сам того не осознавая. Поэтическое слово становится высшим выражением человеческой жизни, связью между духом и телом. Религия объединяет ограниченное и вечное, человека и Бога.

Г. разработал собственное учение о Софии, к-рая по природе своей телесна и духовна; она существует с момента Сотворения мира и являет собой чувственное воплощение отношения человека к Богу, соединяет землю и небо, тело и душу, разум и чувства, телесную и духовную любовь. В 1837-1841 гг. Г. издал сб. гимнов «Песни для Датской Церкви», многие из к-рых впосл. стали народными песнями (271 гимн вошел в сборник, переизданный в 1954). В числе его трудов, оказавших значительное влияние на современников,- 3-томный учебник по всемирной истории (Haandbogi Verdenshistorien. København, 1833-1843). В 1844 г. по инициативе Г. был открыт первый в мире «народный» ун-т («крестьянская высшая школа»). Педагогические идеи Г. связывал с просвещением народа, он различал истинное и ложное просвещение. Ложное просвещение «постоянно действует в соответствии с интересами личности», и это, по мнению Г., опасно для гражданского общества, т. к. каждое общество основано на определенном «благоговении перед высшей справедливостью, а не перед личностью». Истинное просвещение базируется на том, что личность существует только благодаря силе общества, «такое просвещение, проникающее во всю человеческую жизнь и показывающее глубокую связь между личностью, жизнью народа и всеми поколениями, развивает образ мышления, который желателен для всех условий общества».

В 1844-1864 гг. Г. принимал участие в политической деятельности консерваторов, а с окт. 1848 г. был избран в Учредительное собрание, где примкнул к леволиберальной группировке, став соавтором проекта демократической конституции. В 1861 г. Г. в знак признания заслуг перед национальной культурой был рукоположен в титулярного епископа (без кафедры и епархии). Движение последователей Г., возникшее в 1825 г.,- грундтвигианство - стало одним из основных религиозно-политических течений в Дании в 30-40-х гг. XIX в.

Соч.: Optrin af Kæmpelivets Undergang i Nord. København, 1809; Sørgekvad ved Prinds Khristians Død. København, 1810; Nytaarsnat eller Blik paa Kristendom og Historie. København, 1811; Europa, Frankrig og Napoleon, en dansk historisk Betragtning. København, 1815; Danne-Virke: Et Tids-Skrift. København, 1816-1819. 4 Bde; Bjowulfs Drape: Et Gothisk Helte-Digt fra forrige Aar-Tusinde af Angel-Saxisk paa Danske Riim. København, 1820; Kong Harald og Ansgar: Rim-Blade af Danmarks Kirke-Bog til Jubel-Aaret. København, 1826; Psalme-Blade til Kirke-Bod. København, 1843; Græsk og Nordisk Mythologi for Ungdommen. København, 1847.
Лит.: Lindhardt P. G. Grundtvig. København. 1964; Bertelsen O. Dialogen mellem Grundtvig og Kierkegaard. København, 1990; Schjorring J. H. Grundtvigs Billedsprog - og den kirkelige ankuelse. Frederiksberg, 1990; Rerup L. Grundtvigs indflydelse på den tidlige danske nationalisme // Grundtvig - Studier. København, 1992. P. 20-32; Allchin A. M. N. F. S. Grundtvig: An Introd. to his Life and Work. L., 1997.
С. А. Исаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕММИНГСЕН Нильс (1513 - 1600), дат. протестант. богослов
  • АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
  • АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
  • АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
  • АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
  • АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии
  • БАРТ Карл (1886-1968), протест. богослов
  • БЕЗА Теодор (1519-1605), теолог-кальвинист, пастор, писатель, дипломат
  • БЁМЕ Якоб (1575 – 1624), нем. протестант. мистик, теософ, богослов
  • БЕНГЕЛЬ Иоганн Альбрехт (1687-1752), нем. теолог движения пробуждения, библеист
  • БЕНЦ Эрнст (1907-1978), нем. протестантский теолог и церк. историк
  • БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии
  • БИБЛИАНДЕР Теодор (1504 (1509) - 1564), нем. филолог, реформатский богослов
  • БИЛЛЕРБЕК Пауль (1853 - 1932), нем. протестант. богослов