Михаил Сергеевич (17.09.1866, г. Холм Люблинской губ. (ныне Хелм, Польша) - 25.11.1934, г. Кисловодск), укр. историк, филолог, писатель, политический деятель. Происходил из правосл. священнического рода, отец был действительным статским советником, директором народных уч-щ в Терской обл. По окончании 1-й тифлисской гимназии Г. в 1886-1890 гг. учился на историко-филологическом фак-те Киевского ун-та св. Владимира. Получил золотую медаль за канд. дис. «Очерки истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца ХIV века» (опубл.: К., 1891, 1991) и был оставлен при ун-те профессорским стипендиатом. В 1894 г. защитил магист. диссертацию (опубл.: Барское староство: Ист. очерки. К., 1894; относящиеся к теме акты ХVII-ХVIII вв. Г. изд. в «Архиве Юго-Западной России»).
В том же году Г. переехал во Львов (находившийся в составе Австро-Венгерской империи), занял новообразованную кафедру укр. истории Львовского ун-та. В 1897 г. возглавил Наукове товариство iменi Шевченка (НТШ), с 1894 г. редактировал главный научный орган этого об-ва - «Записки Наукова товариства iменi Шевченка», добился их регулярного выхода 6 раз в год. В 1898 г. основал первый укр. лит. и научно-популярный ж. «Лiтературно-науковий вiсник», стал его редактором. Г. создал львовскую школу укр. историков и филологов, его учениками были С. Томашивский, И. П. Крипьякевич, М. С. Возняк и др. Влияние идей Г. испытали публицисты В. К. Липинский, Д. И. Дорошенко и др. С кон. ХIХ в. Г. неоднократно поднимал вопрос о создании укр. ун-та во Львове, инициировал открытие частных укр. гимназий.
С 1898 г. Г. работал над «Iсторiєю Украïни-Руси» - первым фундаментальным трудом по истории укр. народа. Исследование охватывает период до Гадячской унии 1658 г., значительное место в нем отведено проблемам церковной истории. Одновременно Г. создавал многотомную «Iсторiю украïнськоï лiтератури». Работа над историческими сочинениями продолжалась до 30-х гг. XX в. и не была закончена.
В 1903 г. Г. читал историю Украины в Высшей рус. школе в Париже. С нач. ХХ в. поддерживал тесные контакты с российскими учеными А. А. Шахматовым, А. С. Лаппо-Данилевским и др. С.-Петербургская АН опубликовала его «Очерк истории украинского народа» (СПб., 1904). В том же году вышла статья Г. «Звичайна схема «русскоï» iсторiï i справа рацiонального укладу iсторiï схiдного слов'янства», в к-рой он обосновывал самостоятельность укр. исторического процесса. В 1906 г. Г., оставаясь профессором Львовского ун-та, основал в Киеве Украïнське наукове товариство, печатными органами к-рого стали «Записки Украïнська наукова товариства» и ж. «Украïна» (начал изд. в 1914). В 1907 г. в Киеве обосновалась также редакция ж. «Лiтературно-науковий вiсник». В 1905-1907 гг. Г. выступал с инициативой организации при российских ун-тах на Украине кафедр украиноведения и чтения лекций по укр. истории, этнографии, литературе и языку на укр. языке.
С кон. ХIХ в. Г. принимал активное участие в укр. политическом движении, был воспитанником киевской орг-ции «Старая громада». Во Львове сначала поддерживал политику «новой эры» польско-укр. союза, к-рую проводил лидер «народовцев» А. Барвинский; позже сблизился с членами радикальной партии (И. Франко, В. Будзиновский и др.). Под влиянием Г. в 1899 г. состоялось объединение большинства «народовцев» и радикалов в Украинскую национал-демократическую партию (УНДП), Г. вошел в ЦК партии. Ближайшей целью УНДП было создание в Вост. Галиции автономного укр. края со своим сеймом, а задачей-максимум - достижение полной независимости западноукр. земель. Позиция Г., выступившего против союза с поляками, стала причиной его разрыва с УНДП, после чего он отказался от председательства в НТШ (1913), большинство членов к-рого принадлежали к руководству УНДП, и от редактирования ж. Записок НТШ.
В 1906 г. Г. являлся консультантом укр. фракции в I Государственной думе, по его инициативе в Думе была создана группа автономистов, в к-рую вошла укр. фракция. Г. рассматривал автономизацию укр. земель в составе Российской империи и Австро-Венгрии как первый шаг на пути к независимости Украины. Он был вдохновителем и одним из основных авторов основанного тогда же в С.-Петербурге ж. «Украинский вестник». После поражения революции 1905-1907 гг. инициировал создание надпартийного блока укр. политиков Товариство украïнських поступовцiв (Об-во украинских прогрессистов) и возглавил его. Г. был одним из организаторов укр. прессы в Российской империи. В 1906-1907 гг. активно сотрудничал с одной из первых ежедневных газет на укр. языке - «Рада». В 1909-1910 гг. организовал и фактически редактировал иллюстрированную газ. для крестьян «Село», в 1911 г., после ее закрытия, способствовал появлению нового издания - «Засiв».
После начала первой мировой войны Г. покинул Австро-Венгрию, приехал в Киев, где был арестован по обвинению в сепаратизме. С нояб. 1914 по янв. 1915 г. находился в заключении, затем был отправлен под надзор полиции в Симбирск, потом в Казань и Москву. В марте 1917 г. вернулся в Киев. На заседании укр. политических партий Г. был избран председателем Укр. Центральной Рады, являлся одним из главных создателей Универсалов и Конституции Украинской народной республики. После 29 апр. 1918 г., когда к власти на Украине пришел гетман П. П. Скоропадский, Г. отошел от активной политики, сосредоточившись на партийной деятельности, входил в Украинскую партию социалистов-революционеров (УПСР). После прихода к власти в Киеве большевиков переехал в Каменец-Подольск (Каменец-Подольский), редактировал газ. «Життя Подiлля». В марте 1919 г. эмигрировал, непродолжительное время жил в Праге, затем переехал в Вену, где создал Комiтет незалежноï Украïни (Комитет независимой Украины). В 1919 г. принимал участие в Парижской мирной конференции и в Люцернской конференции II Интернационала, добился включения УПСР во II Интернационал. В 1920-1923 гг. возглавлял Закордонну делегацiю (Зарубежную делегацию) УПСР, редактировал ее печатный орган - сб. «Борiтеся-поборете». В 1921 г. в Вене организовал Украинский социологический ин-т, к-рый до кон. 1923 г. издавал труды укр. социологов, экономистов, историков, политиков, в т. ч. курс лекций Г. «Початки громадянства: Генетична соцiологiя» (1921).
Г. принадлежал к правосл. Церкви (во Львове входил в приходский совет единственной правосл. церкви - во имя вмч. Георгия). По завещанию отца учредил в Киевской ДС стипендию им. С. Ф. Грушевского для обучающихся там многочисленных представителей рода Грушевских, к-рые ок. столетия были тесно связаны с этим учебным заведением. Недостатком великороссийской традиции Православия в сравнении с украинской. Г. считал господство обрядности в ущерб внутренней религиозности. Он обвинял РПЦ в равнодушии к национальным чаяниям принадлежавших к ней народов, критиковал действия рус. правительства по воссоединению униатов на Холмщине (см. в ст. Униатов воссоединение с РПЦ в XIX-XX вв.), считая, что это должно привести к массовому переходу в католичество и к ополячиванию. До 1917 г. Г. не верил в возможность появления автокефальной правосл. Украинской Церкви. Позже приветствовал создание УАПЦ, в к-рую перешли мн. его родственники и друзья. Г. признавал значение Украинской греко-католич. Церкви для национального возрождения Украины. В то же время настороженно относился к деятельности униатского митр. Андрея Шептицкого, считая его защитником интересов не столько Украинской Церкви, сколько Римской курии.
В 1921 г. Г. начал переговоры о возвращении на Украину, убеждал главу СНК УССР Х. Г. Раковского отказаться от однопартийной системы и создать социалистический блок партий, в к-рый вошла бы УПСР. После окончательной победы на Украине советской власти Г. заявил о прекращении политической деятельности, в 1921-1923 гг. организовал помощь голодающим на Украине. В марте 1924 г., после избрания Г. действительным академиком по кафедре укр. истории Всеукраинской АН (ВУАН), он вместе с семьей вернулся в Киев. Возглавил историческую секцию ВУАН, открыл ряд новых научно-исследовательских кафедр и комиссий, возобновил издание ж. «Украïна», создал новую школу укр. историков (С. Шамрай, О. Баранович и др.). В 1929 г. Г. был избран членом АН СССР.
В нач. 30-х гг. в ходе масштабных репрессий, начавшихся после процесса против «Спiлки визволення Украïни» (Союз освобождения Украины) и «дела академиков» (1929-1930), созданные Г. научные учреждения были закрыты, мн. ученики арестованы. В 1930 г. Г. был арестован в Москве, обвинен в том, что возглавлял «контрреволюционную организацию «Украинский национальный центр»». Вскоре освобожден, жил в Москве под наблюдением НКВД. Имя Г. фигурировало в фабриковавшемся НКВД в 1933-1934 гг. деле о «контрреволюционной национал-фашистской организации, именовавшейся «Российская национальная партия»», в ходе следствия по делу было арестовано мн. видных деятелей науки. Г. остался на свободе. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Г. опубликовал более 2 тыс. работ. Помимо научных исследований он занимался переводами библейских книг на укр. язык (не опубл.), писал рассказы и новеллы на религ. темы («Остання кутя», «Нiч» и др.), мемуары («Спомини»). Являлся почетным членом Краковской АН (1895), членом Археографической комиссии Московского археологического об-ва (1900), Одесского об-ва истории и древностей (1901), д-ром рус. истории honoris causa Харьковского ун-та (1907), академиком Чешской АН (1914) и др.
Этой теме посвящены мн. отдельные труды Г., он касается ее почти во всех исследованиях по истории Украины, считая правосл. Церковь неотъемлемой частью национальной жизни. Г. неоднократно писал о том, что Православие рассматривалось на Украине как «национальная святыня» и во мн. периоды истории являлось «единственной опорой украинского элемента в сфере культурно-национальной» (Iсторiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 11).
Г. детально исследовал положение правосл. мещанства в городах Зап. Украины (прежде всего во Львове) и показал, каким значительным ограничениям оно подвергалось со стороны католич. польско-нем. патрициата. Именно в этих условиях города стали «первыми очагами организованной борьбы за национальные права». Чрезвычайно резко исследователь оценивал результаты польск. церковно-культурной политики на укр. землях в период их вхождения в Речь Посполитую, когда правосл. Церковь оказалась в «чрезвычайно затруднительном положении... едва терпимого или даже преследуемого исповедания». Результатом данной политики явилась, в частности, «национальная апостазия представителей украинской и белорусской аристократии» (История украинского народа // Укр. народ в его прошлом и настоящем. С. 178, 206).
По мнению Г., резко негативные последствия для национального развития имело утверждение в Зап. Украине Брестской унии 1596 г., к-рое «знаменовало полное банкротство национальной жизни... Это была победа не просто над исповеданием (Православием.- И. Г.), но и над национальными традициями, над всею самостоятельностью народа» (Там же. С. 306). Исследователь писал о «безвыходности позиции Брестской унии» (Iсторiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 11). Основная вина за заключение унии лежит, по мнению Г., на укр. правосл. архиереях, составивших «заговор владык» и действовавших «самовольно, без участия Церкви» (История украинского народа. С. 212). Он также отрицательно оценивал деятельность греч. иерархов на Украине, способствовавших усилению самостоятельности братств, что ослабило позиции архиереев и подтолкнуло их к признанию главенства папы Римского.
Огромное позитивное значение для национальной истории, по мнению Г., имела борьба с унией. Он писал об объединении укр. народа во главе с казачеством в защиту правосл. Церкви «на общей почве национальных интересов, воплощавшихся для современников в интересах национальной православной Церкви и связанной с ней национальной культуры» (Там же. С. 231). Г. высоко оценивал значение правосл. деятелей, полемистов, боровшихся с унией, в частности архим. Елисея (Плетенецкого) и др., к-рые подготовили укр. общество к освобождению от польск. гнета. Признавал заслуги Киевского митр. свт. Петра (Могилы) в организации церковной жизни, но считал, что его деятельность «сворачивала украинскую культурную жизнь на чуждую ей дорогу» (Iсторiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 99), подразумевая лояльность Киевского митрополита к польск. властям и отказ поддержать казаков. О митр. Сильвестре (Коссове), преемнике митр. Петра, Г. писал, что тот не проявил «солидарности с великим восстанием» под предводительством Б. Хмельницкого. Вхождение Киевской митрополии в 1686 г. в состав Московского Патриархата историк считал одной из главных причин, приведших к утрате автономии и к русификации населения Украины.