ГУДУЛА
Том XIII , С. 428-429
опубликовано: 4 октября 2011г.

ГУДУЛА

Гуду́ла [Гудила; лат. Gudila, Gudula] († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя. Почитается в Брюссельской и Бельгийской епархии РПЦ.

Церковь св. Гудулы в Брюсселе. Худож. А. Мартин (ГМТР)Церковь св. Гудулы в Брюсселе. Худож. А. Мартин (ГМТР)

Житие сохранилось в 2 версиях. 1-я, пространная создана ок. сер. XI в. неким Губертом, вероятно мон. аббатства Лоб. В прологе Губерт упоминает о существовании более раннего Жития каролингской эпохи (VIII-IX вв.), к-рое известно составителю «Деяний Камаракских (Камбрейских) епископов» (нач. XI в.). 2-я версия создана в XII в. также в Лобе и представляет собой сокращенный и переработанный вариант 1-й. Житие каролингского времени было утеряно, вероятно уже к XIII в. Нек-рые сведения о Г. содержатся в Житиях святых Ренлинды и еп. Эмберта Камаракского.

Согласно Житиям, Г. происходила из рода Пипинидов: ее отцом был гр. Витгер (впосл. монах в обители Лоб), мать - св. Амальберга (впосл. аббатиса в Мальбодии, совр. Мобёж). Г. была родной сестрой святых Ренлинды и Эмберта (впосл. епископ Камаракский) и сводной сестрой св. Фараильды. Рождение Г. было предсказано матери ангелом. Уже в отрочестве девица обнаружила большую склонность к благочестию и поэтому поступила на воспитание к своей родственнице св. Гертруде в мон-рь Нивелла (Невигелла, совр. Нивель), а ее родители по обоюдному согласию удалились в мон-ри. По смерти св. Гертруды Г. вернулась в родное поместье Мартинис в Брабанте. Вместе со св. Ренлиндой Г. стремилась поступить в мон-рь Лоб, но их не приняли, согласно Житию св. Ренлинды, якобы потому, что монахи заявили, что женщинам нет доступа в этот мон-рь, хотя в VII в. Лоб был двойным (муж. и жен.) мон-рем ирл. типа. Г. решила, что она недостойна монашеского покрова, и вернулась домой. Желая тем не менее посвятить жизнь Богу, она подвизалась при церкви в дер. Морзела (совр. Морсел), недалеко от поместья. Благодаря многочисленным чудесам Г. и щедрой милостыне, к-рую она творила, ее стали почитать как святую.

Каждый день Г. вставала среди ночи и шла со служанкой в церковь, где пребывала до утра, и после причастия возвращалась назад. Однажды в ночной тьме по дороге в церковь свеча, к-рую несла служанка, потухла. Служанка упрашивала Г. вернуться назад, однако та, указав, что это не более чем происки бесов (и ранее искушавших святую), успокоила ее. Преклонив колена, Г. помолилась, и свеча сама собой загорелась. Г. носила обувь без подошв, ступая босыми ногами по земле. Однажды священник заметил это и из милосердия предложил ей подстилку под ноги, для того чтобы отстоять службу. Г. приняла ее из почтения. Но в этот момент, по сообщению мон. Губерта, нечистый дух выхватил подстилку, однако она зависла в воздухе. Возвращаясь из церкви, Г. встретила женщину с больным ребенком на руках, он страдал падучей болезнью. Святая взяла ребенка, слезно помолилась о нем, и тот чудесным образом заговорил, а потом смог и ходить. Г. просила его мать никому об этом не рассказывать, однако та известила о своей радости всю округу. К Г. стало стекаться множество народа, и святая исцеляла больных и изгоняла бесов.

Некая прокаженная Герефрида считала Г. волшебницей. После беседы Г. с Герефридой и совместной молитвы та выздоровела.

Жития указывают день кончины (или погребения) Г. без года, сообщая, что она скончалась при франк. майордоме Пипине II Геристальском. Когда местные жители узнали о том, что Г. близка к смерти, они собрались возле ее кельи. На погребении Г. на кладбище в дер. Хам (совр. Хамме близ Брюсселя) присутствовало много нищих и калек. В могилу было положено много драгоценных предметов, автор Жития объяснял это набожностью местных жителей. Во время погребальной процессии одно дерево, мимо к-рого несли ее тело, вопреки времени года расцвело.

При Карле Великом мощи Г. были перенесены в Морсел, ставший в это время важным торговым центром. Однако в сер. IX в. Морсел был разграблен норманнами. Между 977 и 988 гг. герц. Н. Лотарингии Карл перенес мощи Г. в небольшой городок Брюссель и поместил их в церкви, посвященной св. Гаугериху (Сен-Жери или Синт-Горикскерк). В 1047 г. гр. Лувена Ламберт Бальдерих при участии еп. Камбре Герхарда I упокоил мощи в ц. св. Михаила, т. к., согласно диплому гр. Ламберта Бальдериха, в ц. св. Гаугериха они находились в небрежении. В XIII-XV вв. на месте приходской ц. св. Михаила был построен главный храм Брюсселя - коллегиальная ц. (впосл. собор) св. Михаила. В 1330 г. в день памяти Г. всем пожертвовавшим на украшение храма было даровано отпущение грехов. В 1579 г. церковь была разграблена гугенотами, а мощи Г. осквернены.

Традиционно Г. изображалась девой с горящей свечой в руках, что приводило к смешению с образом св. Геновефы. Самые ранние сохранившиеся изображения относятся к XVI в. (триптих М. ван Кси в ц. св. Гаугериха в Брюсселе): деревянная статуя из Антверпенского музея, вместо свечи в руках у Г. светильник. В правосл. иконографии единственный опыт создания образа Г. принадлежит И. Горбуновой-Помакс на иконе святых земли Бельгийской из Никольского собора г. Брюсселя (кон. XX в.): Г. рядом со св. Гаугерихом в традиц. для восточнохрист. иконографии одеянии девственниц с трехсвечием в руках.

Ист.: ActaSS. Ian. T. 513-530.
Лит.: Podevijn R. R. De hl. Gudula en bare familie. Amst., 1927; D'Haenens A., Van Den Bergh K. Gudula di Bruxelles // BiblSS. Vol. 7. Col. 440-444.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМАНД (ок. 600 – 676, 679 или 684), св. апостол Бельгии (пам. зап. 6 февр., 26 окт.)
  • БАЛЬДА (VII в.), св. дева, (пам. зап. 9 дек.)
  • ВОЛЬФСИНДА (кон. VII - нач. VIII в.), св. дева из Райсбаха, Бавария, мц. (пам. зап. 2 сент.)
  • ГЕНОВЕФА (ок. 420 - ок. 500), покровительница Парижа, св. дева (пам. 3 янв., зап. 26 нояб., 28 окт.)
  • ГРАТА († кон. VIII - нач. IX в.), св. дева (пам. зап. 4 сент.), почитаемая в г. Бергамо (Сев. Италия)
  • ДЕВОТА († ок. 303-304), св. дева, мц. (пам. зап. 27 янв.)
  • ЕВСЕВИЯ св. дева в Геллеспонте (пам. зап. 9 нояб.)
  • ЕМИЛИАНА Емилиана, римская дева, тетя по отцу свт. Григория I Великого, св. (пам. зап. 5 янв.)