КАТО-ПАНАГИЯ
Том XXXII , С. 95-98
опубликовано: 14 января 2018г.

КАТО-ПАНАГИЯ

Содержание

[греч. Κάτω Παναγία - Нижняя Богородица], жен. действующий мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, принадлежит Артской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в 2 км к югу от г. Арта (Эпир), у подножия холма Перанти. Название монастыря возникло как противопоставление др. посвященной Пресв. Богородице церкви - Панагии Паригоритиссы, которая построена в самой высокой точке города. В период османского господства К.-П. называлась монастырем «источника на пути» (μονὴ τῆς Παναγίας τῆς ἐν τῇ ὁδῷ τῆς Βρύσεως; μοναστήριον... ἐπονομαζόμενον τῆς καθ᾿ ὁδὸν Βρύσεως).

История монастыря

В Житии прп. Феодоры, составленном в кон. XIII в. мон. Иовом (возможно, одно лицо с Иовом Иаситом (Мелием)), упоминается об основании К.-П. эпирским деспотом Михаилом II Ангелом Комнином Дукой (ок. 1230 - между 1266 и 1268) после его раскаяния в супружеской измене. Увлекшись знатной жительницей Арты Гангриной, Михаил II изгнал свою супругу прп. Феодору (пам. греч. 11 марта), дочь севастократора Иоанна Петралифы, несмотря на то что она ожидала рождения первенца - буд. деспота Никифора I. Прп. Феодора провела 5 лет в лишениях и скитаниях, пока Михаил не раскаялся и не вернул ее в Арту (Job, monachus. Vita S. Theodorae reginae // PG. 127. Col. 908). Считается, что Никифор I род. ок. 1240 г. (PLP, N 91042), следов., возвращение прп. Феодоры произошло ок. 1245 г., а основание К.-П. следует отнести ко времени после 1245 г. Имя Михаила также приводится в выложенной плинфой надписи XIII в. на юж. стене и в надписи 1876 г. над дверью в сев. стене нартекса, где указан год основания К.-П.- 1250-й. Др. поздний источник, поствизант. рукопись из б-ки К.-П., приводит в качестве даты основания мон-ря 1251 г. (Λαδᾶς. 1982. Σ. 9). К. А. Цилианис относит постройку К.-П. к 1253 г., не приводя аргументов, подтверждающих эту дату (Τσιλιγιάννης. 1999. Σ. 7; Idem. 2007. Σ. 46). Нек-рые искусствоведы не учитывали сведений из Жития прп. Феодоры и либо датировали основание К.-П. в широких хронологических пределах правления Михаила II (напр., С. Манго - 1231-1271 (Mango C. A. Byzantine Architecture. N. Y., 1976. Р. 365) и К. Вандерхейде - 1230-1266/68 (Vanderheyde. 2005. P. 50)), либо выбирали внутри этого периода к.-л. промежуток (так, М. Хадзидакис относил росписи К.-П. к 1-й пол. XIII в. (Chatzidakis. 1967. P. 61)).

Кафоликон мон-ря Като-Панагия. Сер. XIII в.Кафоликон мон-ря Като-Панагия. Сер. XIII в.По местному преданию, зафиксированному историком Серафимом (Ксенопулосом или Византиосом), митр. Артским, султан Баязид II при посещении Арты в 1491 г. остановился на ночлег в К.-П. и после этого выдал мон-рю фирман, подтверждавший его земельные владения. В сигиллии К-польского патриарха Иеремии II (1575) К.-П. названа «патриаршим и царским» мон-рем. В этом документе говорится о передаче К.-П. в качестве подворья ц. Панагии Паригоритиссы. В 1604 г. К-польский патриарх Рафаил II передал К.-П. еще одно подворье - мон-рь св. Апостолов. В 1696 г. игумен К.-П. Иоасаф подписал послание жителей Арты венецианскому дожу с требованием компенсации за разграбление города Лимперакисом Геракарисом. В 1715 г. игум. Иоасаф заказал роспись соборного храма (кафоликона). В 1745 г. К.-П. посетил В. Г. Григорович-Барский, к-рый оставил зарисовку монастыря (Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. М., 2007. Ч. 4. С. 278, 280-283). В 1800 г. К.-П. присоединил к своим владениям находившийся в запустении с 1750 г. мон-рь Пресв. Богородицы Одигитрии в Арте. К.-П. также принадлежали селения Кераматес, Гликоризо, Айия-Параскеви в окрестностях Арты, зал. Салаора, рыбные садки в лагуне Агрилос, соляные разработки в зал. Копрена и в сел. Айия-Параскеви. Впосл. мн. владения К.-П. были присвоены Али-пашой.

В 1816-1817 гг. жители Арты спасались во время эпидемии чумы в К.-П., во Влахернском монастыре и в монастыре Пресв. Богородицы (Феотокиу). В кон. 1821 г., в период национально-освободительной революции в Греции, турки разграбили К.-П. и разрушили все здания, кроме кафоликона. Были утрачены мн. реликвии и большая часть б-ки. В 1854 г. турки снова нанесли ущерб мон-рю.

План кафоликона мон-ря Като-ПанагияПлан кафоликона мон-ря Като-ПанагияВ XIX в. К.-П. выделяла значительные средства на содержание школ в Арте и Превезе, особенно на жен. гимназию в Арте, здание к-рой было построено в 1857 г. игуменом мон-ря Константием (Платоном). Он отремонтировал К.-П. и в 1857 г. заказал поновление фресок алтарной части кафоликона. В 1880 г. между сев. келейным корпусом и гостиницей была построена ц. прав. Анны (небольшая по размеру базилика без росписей). В кон. XIX в. одним из подворий К.-П. являлся мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени в Арте, где был устроен детский приют.

С кон. XIX в. К.-П. вызывал интерес у исследователей. В 1886 г. монастырь посетил архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин), архим. Из Румелии. СПб., 1886. С. 489-492. Табл. XVIII), в 1898 г.- Г. Лампакис, в нач. ХХ в.- Г. Милле, а в 1936 г. А. Орландос впервые всесторонне изучил К.-П.

В годы второй мировой войны игум. Евфимий (Пацальяс) разместил в К.-П. жителей Арты, дома которых были разрушены. Кроме того, он укрывал в мон-ре партизан; здесь останавливались участники Сопротивления полковник И. Луцарис и подполковник Н. Зервас, архим. Серафим (Тикас) (впосл. архиепископ Афинский). В 1943 г. игум. Евфимия бросили в тюрьму и пытали. Во время фашистской оккупации сгорела часть келлий мон-ря. В 1953 г. мон-рь был преобразован в женский. Большая роль в возрождении обители принадлежит 1-й игум. Агнии (Пападимитриу) из мон-ря Зербица. В К.-П. были организованы приют для девочек-сирот и школа домоводства и ткацкого дела (действовала до 1974). В 1962-1975 гг. были возведены новые и отреставрированы старые монастырские корпуса, в 1968-1989 гг. построены здания гостиниц, в 1969 г. была отремонтирована крыша кафоликона. За оградой мон-ря в 1990 г. воздвигли храм во имя нмч. Захарии из Арты, пострадавшего в 1782 г. в Патрах. В храме хранится древнейшая из сохранившихся икон этого святого, написанная в 1881 г. В 1990 г. был построен архондарик для паломников, в 1993-1994 гг.- ц. прор. Илии в окрестностях К.-П. С 1994 г. реставрируются фрески кафоликона, в 1995 г. была заменена кровля и восстановлена кладка стен. В наст. время реставрационные работы в К.-П. продолжаются.

В 2013 г. в К.-П. подвизались 14 монахинь; игумения - Харитина (Барбаресу) (Δίπτυχα. 2013. Σ. 467). Монахини занимаются ткачеством и изготовлением ковров.

Архитектура

Монастырский комплекс построен на наклонном рельефе и окружен оградой с главным входом в юго-зап. углу. Здание над входом было восстановлено в 1993-1995 гг. на месте полуразрушенного во время второй мировой войны. Над ним на 2-м этаже был устроен парадный архондарик для приема офиц. гостей (ранее здесь было зернохранилище).

Кафоликон расположен в юго-восточной части монастырского комплекса, алтарь ориентирован на северо-восток. Слева от кафоликона находится монастырский двор, окруженный 2-этажными келейными корпусами (2-й этаж надстроен позднее) и хозяйственными помещениями. Здание с западной стороны возведено в 1842 г., келейные корпуса, сооруженные в кон. XIX в., перестраивались в XX в.

Кафоликон (сер. XIII в.) представляет собой 3-нефную базилику с трансептом - редкий для византийской архитектуры тип храма, среди немногих аналогов - вост. часть ц. Порта-Панагия в Пили близ Трикалы (1283), построенной внебрачным сыном Михаила II Иоанном. Центральный неф перекрыт полуцилиндрическим сводом, который пересекает более высокий полуцилиндрический свод трансепта. На месте пересечения сводов образуется повышенная сводчатая труллокамара (средокрестье). Продольный свод в вост. части над вимой намного меньше по высоте (5,7 м) по сравнению с западным (7,23 м), поэтому над аркой апсиды был сооружен приподнятый ложный внешний фронтон.

В простенках между апсидами устроены низкие проходы. Нефы разделены 2 рядами колонн. В качестве капителей использованы базы колонн позднерим. зданий Амвракии. Пространства жертвенника и диаконника перекрыты полуцилиндрическими сводами, а боковые нефы наоса - глухими куполами. Над нартексом, не отделенным от наоса стеной,- полуцилиндрический свод. Экзонартекс (построенный до 1745) был снесен в 1954 г. Первоначально кафоликон имел 3 входа: в зап. стене и заложенные в наст. время в сев. и юж. фасадах трансепта. Совр. вход в сев. стене нартекса сделан в 1876 г.; над ним надстроена звонница.

Снаружи из прямоугольного объема кафоликона выделяются 3-гранные апсиды и лопатки рукавов, завершенные арками и фронтонами. Над рукавами трансепта высится покрытый на 2 ската объем труллокамары.

В качестве строительного материала применялись плинфа, туф и известняк. Для кладки апсид и лопаток сев. и юж. фасадов трансепта в основном использовался туф, а для стен - известняковые блоки античных зданий Амвракии. Керамический декор с орнаментами в виде меандра, двойного эпсилона, волн, спиралей, солярных знаков и др. украшает фасады кафоликона (гл. обр. апсиды, тимпаны поперечного свода и зап. фронтон). От первоначального мраморного иконостаса сохранились 2 фрагмента и часть эпистиля (вмонтированная над входом в монастырский двор) с изображенными в низком рельефе птицами и растительным орнаментом.

Росписи

Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в.Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в. Фрески сер. XIII в. сохранились в диаконнике: в конхе апсиды - погрудное изображение Ветхого денми, ниже, справа и слева от 2-частного окна, представлены фронтально стоящие иерархи: свт. Мелетий, еп. Антиохийский, свт. Никифор, патриарх К-польский, и сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. На боковых стенах диаконника изображены в рост свт. Модест, еп. Иерусалимский, сщмч. Антипа, еп. Пергамский, сщмч. Ипатий, еп. Гангрский, свт. Икумений, еп. Триккский, сщмч. Григорий, просветитель Армении, сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. На сев. склоне свода помещена композиция «Двенадцатилетний Христос, проповедующий книжникам в Иерусалимском храме», на юж. склоне - «Прор. Захария, отвергающий дары праведных Иоакима и Анны». М. Хадзидакис считал, что стиль исполнения этих фресок тяготеет к позднекомниновскому (Chatzidakis. 1967. P. 61). По мнению П. Вокотопулоса и В. Джурича, древнейший слой живописи К.-П. носит консервативный и провинциальный характер (Βοκοτόπουλος. 1997. Σ. 230; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 53). Д. Яннулис, соглашаясь с этими наблюдениями, тем не менее отмечает появление новых черт в трактовке ликов святых, в т. ч. психологизм, свойственный эпохе палеологовского возрождения (Γιαννούλης. 2010. Σ. 225-226). В. Н. Пападопулу, наоборот, считает росписи К.-П. монументальными и утонченными и не исключает, что мастера были приглашены из крупного культурно-художественного центра (Παπαδοπούλου, Τσιάρα. 2008. Σ. 36). В ходе недавних реставрационных работ незначительные фрагменты визант. фресок обнаружены на нижних частях стен наоса и нартекса; в основном это декоративные пояса с геометрическим орнаментом.

Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. 1715 г.Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. 1715 г.Существующие росписи наоса выполнены в 1715 г. В средокрестье находится композиция «Вознесение Господне», справа и слева на поперечном своде - «Христос Еммануил» и «Христос Ангел Великого Совета», на восточном своде над центральной частью алтаря - Св. Троица (Новозаветного типа). На своде центрального нефа в 2 зонах изображены сцены Страстного цикла. Северная и южная стены наоса и нартекса разделены на 3 зоны: в нижней представлены святые в рост, в средней - медальоны с погрудными образами святых, в верхней - двунадесятые праздники (в наосе), сцены христологического и Богородичного циклов, «Акафиста» и житийного цикла св. Иоанна Предтечи (в нартексе). В глухих куполах боковых нефов можно видеть такие иконографические изводы образа Спасителя, как Пантократор, Еммануил, Великий Архиерей и др. На своде нартекса сохранилось поврежденное погрудное изображение Божией Матери в позе моления в окружении ангельских сил; ниже - пророки в медальонах. Эти фрески выполнены артелью мастеров, один из к-рых участвовал в росписях ц. прп. Феодоры в Арте (Παπαδοπούλου, Τσιάρα. 2008. Σ. 217-218).

Центральная апсида и жертвенник были украшены фресками в 1857 г. Возможно, это не оригинальная роспись, а поновление фресок XVII в. (Γιαννούλης. 2010. Σ. 212) или XVIII в. (Παπαδοπούλου, Τσιάρα. 2008. Σ. 317). В конхе изображена Богоматерь «Платитера» и ангелы в медальонах, ниже - «Причащение апостолов», под этой композицией - «Служба св. отцов», на склонах свода - «Небесная литургия» и ростовые фигуры святых. В конхе жертвенника помещено изображение Христа Пантократора (с надписью: «Жизнодавец»), на боковых стенах - «Причащение апостолов», ниже - медальоны с образами святых, под ними - фигуры святых в рост. Слева от входа в жертвенник находится фреска XIX в. с образом прп. Феодоры, покровительницы Арты.

Внешняя сторона зап. стены нартекса (она же вост. стена разрушенного экзонартекса) украшена фресками XVIII-XIX вв. Композиция «Страшный Суд» занимает 2 верхние зоны; в 3-й зоне помещены сцены из ВЗ: «Сотворение мира», «Сотворение Адама», «Адам и Ева в раю» и «Изгнание из рая», иконография к-рых восходит к зап. гравюрам на меди. С левой стороны расположена вертикальная полоса с изображением святых, направляющихся к райским вратам, и благоразумного разбойника. С правой стороны - сцены «Страшного Суда» (огненная река, весы правосудия и др.). В 4-й зоне размещены погрудные образы Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца и др. святых, напоминающие иконы местного ряда иконостаса. Пападопулу предположила, что эти фрески были созданы не в XIX, а в XVIII в. (Παπαδοπούλου. 2002. Σ. 104), возможно, одновременно с росписями наоса 1715 г. (Παπαδοπούλου, Τσιάρα. 2008. Σ. 222).

Иконостас выполнен в 1831 г. мастером Феодосием из Янины и его сыном Константином. Икона Спасителя в местном ряду написана в 1875 г. Петром Георгиадисом, протопсалтом Янинской митрополии.

Хранившаяся в К.-П. икона Божией Матери Одигитрии с Деисусом на полях и с изображением 12 апостолов (XIV в.) в наст. время передана в Археологическую коллекцию ц. Панагии Паригоритиссы. Предполагают, что она была заказана в К-поле или в Фессалонике (Ibid. Σ. 80). В К.-П. хранятся иконы критских художников, живших на Ионических о-вах,- свящ. Эммануила Цанеса («Христос на престоле» с 12 апостолами на полях, 1678) и Георгиоса Номикоса («Св. Иоанн Предтеча», 1699). Выполненный в традициях критской школы образ Божией Матери «Живоносный Источник» (2-я пол. XVII в.) из мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии и икона свт. Николая Чудотворца (кон. XVII в.) из ц. прор. Илии помещены в парекклисионе св. Агнии в К.-П. В мон-ре особо почитается образ Божией Матери Геронтиссы (нач. XIX в.). В К.-П. хранятся частицы Честного Креста и камня со Св. Голгофы, фрагмент пояса Пресв. Богородицы, частицы мощей вмч. Пантелеимона, мч. Христофора, мч. Трифона, свт. Григория Двоеслова, сщмч. Харалампия, прп. Феодоры Артской, прп. Антония Великого, прп. Феодосия Великого (Киновиарха), свт. Нектария Эгинского, прп. Арсения Паросского, прп. Арсения Каппадокийского, Лесбосских новомучеников Рафаила, Николая и Ирины, сщмч. Елевферия и др.

Лит.: ᾿Ορλάνδος ᾿Α. ῾Η Μονὴ τῆς Κάτω Παναγίας // ᾿Αρχεῖον τῶν βυζαντινῶν μνημείων τῆς ῾Ελλάδος / ᾿Εκδ. ᾿Α. ᾿Ορλάνδος. ᾿Αθῆναι, 1936. Τ. 2: Βυζαντινὰ μνημεῖα τῆς ῎Αρτης. Σ. 70-87; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 441; Idem. Harmondsworth; N. Y., 1986 4. P. 417; Chatzidakis M. Aspects de la peinture murale du XIIIe siècle en Greèce // L'Art byzantin du XIIIe siècle: Symposium de Sopoćani, 1965. Beograd, 1967. P. 59-75; Λαδᾶς Γ. Συνοπτικὴ ἱστορία ῾Ιερᾶς Μονῆς Κάτω Παναγίας. ᾿Αθῆναι, 1982; Hetherington P. Byzantine and Medieval Greece: Churches, Castles and Art of the Mainland and the Peloponnese. L., 1991. P. 63-64; Βοκοτόπουλος Π. ῾Η τέχνη στὴν ἐποχὴ τοῦ «Δεσποτάτου» τῆς ᾿Ηπείρου // ῎Ηπειρος: 4000 χρόνια ῾Ελληνικῆς ἱστορίας κα πολιτισμοῦ. ᾿Αθήνα, 1997 2. Σ. 224, 226, 230; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 159-160; Κοκκίνης Σ. Τὰ μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1999 2. Σ. 3-4; Τσιλιγιάννης Κ. ᾿Α. Οἱ ἡγούμενοι τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Κάτω Παναγίας ῎Αρτας: Τεκμηριωμένη συμβολὴ στὴν ἱστορία τῆς Μονῆς. ῎Αρτα, 1999; idem. ῾Η ἱστορία τοῦ μοναστηρίου τῆς Κάτω Παναγίας ῎Αρτας. ῎Αρτα, 2007; Μουτσόπουλος Ν. Κ. Η βυζαντινές εκκλησίες της ´Αρτας. Θεσσαλονίκη, 2002. Σ. 130-142; Παπαδοπούλου Β. Ν. Η βυζαντινή ´Αρτα και τα μνημεία της. Αθήνα, 2002. Σ. 91-104; Vanderheyde C. La sculpture architecturale byzantine dans le thème de Nikopolis du Xe au début du XIIIe siècle. Athènes, 2005. P. 32-33, 50-51, 85-86, 93, 97, 126, 152; Παπαδοπούλου Β. Ν., Τσιάρα Α. Λ. Εικόνες της ´Αρτας. ´Αρτα, 2008. Σ. 36, 76-80, 154-157, 170-176, 190-192, 217, 222-226, 315, 331, 369, 379; Γιαννούλης Δ. Γ. Οι τοιχογραφίες των βυζαντινών μνημείων της ´Αρτας κατά την περίοδο του Δεσποτάτου της Ηπείρου. Ιωάννινα, 2010. Σ. 209-226, 417-419, 510-519.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также