КАШЬЯПИЯ
Том XXXII , С. 173
опубликовано: 6 февраля 2018г.

КАШЬЯПИЯ

[санскр.   - «школа последователей Кашьяпы»], направление традиц. буддизма, ветвь тхеравады, основанная, по преданиям, брахманами Кашьяпой и Суваршей (отсюда и др. ее название - «суваршака») ок. 2-й пол. III в. до Р. Х. Появление школы К. в значительной мере объясняется тем, что философия школы сарвастивада способствовала образованию новых «микроконфессий», нек-рые из них пытались найти компромисс между нововведениями сарвастивадинов и более привычными для буддистов способами мышления, а другие - реализовать полученные от сарвастивадинов импульсы в области «чистой мысли».

Канон текстов К. был близок к канону дхармагуптаков (несмотря на принадлежность К. традиции тхеравады), сакральным цветом считался красно-черный, символом - цветок магнолии. Расцвет К. приходится на кушанский период (II-III вв. по Р. Х.), когда ее последователи основывали мон-ри примерно там же, где и дхармагуптаки - на cеверо-западе Индии, в районе Сиркапа и Таксилы (здесь сохранилась известная надпись, принадлежащая Кашьяпе), у Пурушапуры и в Белуджистане.

Доктрина К. известна из энциклопедии учений традиц. буддизма «Махавибхаши» (I-II вв.). Из нее следует, что К. вместе с сарвастивадинами и др. буддийскими школами участвовали в дискуссиях по проблеме реальности дхарм трех времен. Сарвастивада настаивала на том, что не только прошлое, но и будущее имеет действительное существование, притом не меньшее, чем настоящее. Это позволяло, как они полагали, адекватно объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий неск. стадий; память или сознание прошлого; предвидение или сознание будущего, а также «вызревание» действий - закон кармы. Их оппоненты, прежде всего традиционалисты тхеравады, утверждали, что прошлого уже нет, а будущего еще нет (ср. Катхаваттха. I 8, где критике подвергаются не только те, кто утверждали полную реальность прошлого и будущего, но и те, кто хотя бы верили в возможность этого). К. попыталась найти выход, о к-ром и сообщает «Махавибхаша»: прошлое действие существует, но только пока его плоды находятся в процессе «вызревания» ( ) - как только они «вызреют», оно становится несуществующим (I 2.11, II 1.2). Имеются сведения, что они обосновывали свой тезис общедоступным примером: зерно существует до тех пор, пока не появился побег.

Лит.: Bareau A. Les Sects bouddhiques du Petit Vehicule. Saigon, 1955; Dutt N. Buddhist Sects in India. Delhi, 1977; Encyclopedia of Indian Philosophies / Gen. ed. K. H. Potter. Delhi, 1999. Vol. 8: Buddhist Philosophy from 100 to 350 A. D.; Шохин В. К. Школы индийской философии: Период формирования IV в. до н. э.- II н. э. М., 2004.
В. К. Шохин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЬЯДЕВА буддийский мыслитель III в.
  • БОДХИХАРМА (будд.) (480-520) основатель чань-буддизма
  • ГЕЛУГПА школа в тибет. буддизме, основанная в нач. XV в.
  • ДЗЁДО в буддизме Японии один из вариантов учения о «чистой земле»; школа, основанная Хонэном