КВАСОВЫ
Том XXXII , С. 243-246
опубликовано: 16 февраля 2018г.

КВАСОВЫ

Содержание

русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма.

Андрей Васильевич

(далее - А. В.) (не позднее нач. 20-х гг. XIX в. (1718?) - не ранее 1778, г. Глухов Черниговской обл.?) предположительно жил в С.-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при И. П. Давыдове и И. Я. Бланке. В качестве помощника под началом архит. М. Г. Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации имп. Елизаветы Петровны: вместе с Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту Земцова (1742, перестроена Д. В. Ухтомским в камне в 1753-1757); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в нач. 40-х гг. XVIII в. В нач. июля 1743 г. определен имп. Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту Земцова. Имп. указом от 17 окт. 1743 г., вскоре после кончины Земцова, «за прилежность и полученное искусство» А. В. был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Б. Ф. Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения (Барышникова. 1997. С. 610).

Первые самостоятельные работы А. В. связаны с Царским селом (с 1808 г. Царское Село, ныне Пушкин) - расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником Земцова в Царском селе был Дж. Трезини, а с мая 1745 г.- С. И. Чевакинский, с к-рым А. В. трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Н. П. Новаковской, работы Земцова, А. В. и Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников (Новаковская. 1971. С. 7). Проект дворца, который приписывают А. В., известен по деревянной модели (ГМЗ «Царское Село»). Основные черты его композиции - центральный объем, соединенный галереями с 2 флигелями, на одной линии с к-рыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек,- были сохранены при перестройках, осуществленных в 1752-1756 гг. по проекту архит. Растрелли при участии Чевакинского (Петров. 1960. С. 225). Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца А. В. (Новаковская. 1971. С. 14). А. В. участвовал также в сооружении путевого дворца имп. Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Неве (1744-1747, на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного мон-ря.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в.Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в.В связи с предполагавшимся посещением Малороссии императрицей в начале зимы 1742/43 г. А. В. первый раз был вызван туда гр. А. Г. Разумовским. По заказу фаворита императрицы архитектор спроектировал и начал строительство обширного, богато отделанного дворца к югу от г. Козельца Черниговской губ., в пойме на левом берегу р. Остёр (ныне с. Алексеевщина, не сохр.). Небольшой дворцово-парковый ансамбль был спроектирован в традициях 1-й пол. XVIII в. Главный дом располагался на центральной оси парка и удачно сочетался с окружающим ландшафтом и сложившейся застройкой (Там же. С. 16, 21). Дворец предназначался для приезда императрицы, в дальнейшем там предполагалось устроить резиденцию А. Г. Разумовского. Возможно, дворец послужил прототипом его же усадьбы в Перове под Москвой и резиденции имп. Елизаветы в Киеве. Летом 1743 г. А. В. вернулся в столицу. Повторно он был отправлен в Малороссию в 1747 г. для возведения церкви в Козельце и, вероятно, для строительства в Глухове резиденции для нового гетмана гр. К. Г. Разумовского. А. В. спроектировал деревянное «строение» (1749-1751, не сохр.), напоминавшее царскосельское. В ансамбль должна была войти церковь, а также театр, манеж, оранжерея. А. В. продолжил строительство усадьбы - бывш. путевого дворца имп. Елизаветы, в частности главного дома, ц. Воскресения Христова (первоначально Алексиевская, не сохр.), «садов» и пруда (1748-1757, 60-е гг. XVIII в.). Он спроектировал усадьбу Н. Д. Разумовской в Адамовке с большим деревянным домом (1748 - нач. 50-х гг. XVIII в.) и здание канцелярии Киевского полка в Козельце (1756-1757, 1765, возможно, 1761-1766, сохр.). Двухэтажное сооружение имеет элементы барокко и раннего классицизма, необычна лоджия-терраса на верхнем этаже, огражденная аркатурой. В 1753 г. А. В. были присвоены звание архитектора и чин капитана.

Собор в Честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.Собор в Честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.В 1748 г. по указу Сената, к-рым предусматривалось восстановление пострадавших от пожара и др. бедствий городов Батурина, Нежина, Глухова, А. В. получил должность малороссийского архитектора (Там же. С. 9). Его деятельность в Малороссии делится на 2 периода: 1748-1757 и 1761-1778 гг. Он работал приблизительно в 14 поселениях. 1 марта 1763 г. А. В. заключил контракт с К. Г. Разумовским, предусматривавший объем работ архитектора на предстоящие 8 лет. После отмены гетманства он обратился в новоучрежденную Малороссийскую коллегию с просьбой о пересмотре контракта. В донесении коллегии от 22 апр. 1765 г. были перечислены выполненные за 1763-1765 гг. работы. Под рук. А. В. были построены 4 каменных храма в Нежине (60-е гг. XVIII в.), 2 каменные и деревянная церкви в Козельце, дворец гетмана гр. К. Г. Разумовского в Батурине (60-е гг. XVIII в., перестроен архит. Ч. Камероном в 90-х гг. XVIII - нач. XIX в.), Троицкий собор в Глухове (разрушен в 1962), храм в Почепе, «чиновничьи» жилые дома. 2 мая 1765 г. с архитектором были подписаны новые «кондиции».

Колокольня собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.Колокольня собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.Из церковных построек А. В. на Украине наиболее известен сохранившийся собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с 4-ярусной колокольней (1752-1763) в Козельце, который вместе со зданием канцелярии Киевского полка образовал новый архитектурный центр города (совр. адрес: пос. Козелец, ул. Комсомольская, 9). А. В. руководил строительством этого храма и, вероятно, спроектировал его. Новое здание удачно вписано в сложившуюся застройку: собор находится на возвышенности, завершает перспективу ряда близлежащих улиц и доминирует в городской панораме. По планировке, композиции и художественным особенностям храм близок к постройкам с.-петербургской школы в европ. стиле барокко, но отличается планом, имеющим вид равноконечного креста с округленными окончаниями и близким к квадрифолию. К основному объему с 3 сторон примыкают полукруглые в плане крыльца с шатровыми верхами. Фасады рукавов креста завершены полуциркульными аттиками-«козырьками», которые имеют небольшой вынос вперед и напоминают кокошники древнерусских храмов. Двухэтажное сооружение увенчано традиц. пятиглавием, световые барабаны расположены над угловыми ячейками объема, а не над сводами рукавов креста по сторонам света, как чаще всего строились укр. храмы. Высокие барабаны подчеркивают стройность постройки, устремленность вверх. Полуциркульные очертания, характерные для барочной архитектуры, доминируют не только в плане, во внешних контурах собора, но и в формах его декоративных элементов - круглых окон, лучковых фронтонов, волют как элементов наличников окон. Широко распространенный мотив столичной архитектуры 1-й пол. XVIII в., часто использовавшийся А. В.,- рустованные пилястры (Там же. С. 18) - применен в оформлении 1-го этажа, служившего композиционным «цоколем», массивным основанием стройного и пластичного здания. По словам историка архитектуры Г. Н. Логвина, «сооружение воспринимается как гигантское творение утонченного ювелирного искусства благодаря архитектурным деталям - пилястрам, карнизам, наличникам, рустовке, капителям и лепным орнаментальным украшениям» (Логвин. 1968. С. 144). В интерьере 4-столпного собора выделяются богатое рокайльное лепное убранство и резной позолоченный барочный иконостас высотой 27 м, по преданию выполненный по проекту Растрелли для одного из придворных столичных храмов (худож. Г. А. Стеценко, частично сохр.). В нижнем ярусе располагается теплая церковь - усыпальница во имя святых Адриана и Наталии - небесной покровительницы матери К. и А. Разумовских, здесь погребенной; в верхнем - храм с престолами в честь Рождества Пресв. Богородицы, апостолов Петра и Павла и праведных Захарии и Елисаветы. Собор был закрыт в 1934 г., после войны в здании размещалась заготконтора, с 1993 г.- действующий.

План и внешнее убранство собора, возможно, стали прототипом архитектуры ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских в г. Василькове Киевской обл. (1756-1758, ныне городской собор, строительство атрибутируют С. Д. Ковниру). Четырехстолпный, квадратный с массивными полуциркульными в плане ризалитами по сторонам, он завершен 5 куполами, поставленными по диагонали. В числе приписываемых А. В., начиная с Ф. Ф. Горностаева, церковных построек - Трехсвятительская ц. в с. Лемеши Козелецкого у. Черниговской обл., сооруженная над могилой Г. Я. Розума, отца Разумовских, в 1755 г. (см.: Селiванова Н., Шамраєва А. М. Церква Трьох Святителiв на Чернiгiвщинi // З iсторiï украïнськоï реставрацiï. К., 1996. C. 161-166). Церковь представляет в плане тетраконх, увенчанный массивным куполом и декорированный в формах тосканского ордера. В постройке этой церкви (как и собора в Козельце) мог принимать участие И. Г. Григорович-Барский.

Существует документально не подтвержденное предположение о возможном проектировании А. В. церкви (собора) Успения Пресв. Богородицы («Спас на Сенной») в С.-Петербурге (1753-1765, разрушена в 1961, имеется проект воссоздания). Пятиглавый храм с 3-ярусной колокольней над притвором был одним из выдающихся памятников барокко в С.-Петербурге. По мнению А. Н. Петрова, во время приезда А. В. из Малороссии в С.-Петербург в 1755 г. им была спроектирована для гр. А. Г. Разумовского церковь в его имении Гостилицы недалеко от Петергофа (окончена в 1764, однако Новаковская сомневалась в причастности А. В. к проектированию гостилицкой усадьбы). В 3-частной в плане ц. Св. Троицы (восстанавливается с 1994) присутствуют классицистические черты (2-колонные портики, отделенные от стены и перекрытые треугольными фронтонами, круглые и арочные проемы 2-го яруса без наличников) и барочные элементы (закругленные углы здания, обработка рустованными лопатками, фигурные наличники окон 1-го яруса, люкарны в куполе колокольни).

В поздний период деятельности А. В. строил магистрат (ратушу) (до 1771) в Нежине, здание земского суда в Остре (1774, сохр. собственноручно выполненный и подписанный А. В. чертеж фасадов и плана) и др. здания судебного ведомства. В Глухове он выстроил дом для П. А. Румянцева-Задунайского, президента Малороссийской коллегии. Здание коллегии в Глухове возводилось под рук. А. В. в 1768-1777 гг. (не сохр.). Оно имело богатый барочный декор: скульптуры античных божеств, ораторов и философов, а также гетманов в национальных одеждах, воинскую и растительную орнаментику.

А. В. обладал познаниями в инженерном деле, о чем свидетельствует его участие в укреплении «гор» Киево-Печерской лавры от оползней (60-е гг. XVIII в.), в создании систем гидротехнических сооружений при устройстве каналов и прудов в усадьбах вблизи Козельца и в Глухове. В Киеве он принимал участие в ремонтных работах в Мариинском дворце (1755, 1776).

Срок контракта А. В. истек 11 марта 1776 г. 2 мая зодчий выразил желание остаться на службе в коллегии. 30 дек. 1777 г. он подал прошение в коллегию об освобождении его от должности архитектора по болезни, но продолжал работать, напр., в Глухове во время сооружения здания канцелярии, «пробного» (экспериментального) дома, адм. учреждений и жилых домов. Его постройки в этот период имеют черты архитектуры раннего классицизма. Известен чертеж от 19 марта 1778 г., свидетельствующий об участии А. В. в составлении генерального плана этого города (находился в Архиве древних актов в Киеве, см.: Холостенко М. Растреллi та його учнi на Украïнi // Архiтектура Радянськоï Украïни. 1938. № 9. С. 20).

Большое значение имеет деятельность А. В. для укр. зодчества (Левобережной Украины и Слобожанщины) сер.- 3-й четв. XVIII в., несмотря на довольно скептический отзыв о нем гр. К. Г. Разумовского в связи с его отъездом в С.-Петербург в 1757 г. (Фомин И. Биографии архитекторов // Ист. выст. архитектуры. СПб., 1911. С. 55). А. В. был единственным архитектором с образованием европ. уровня, ответственным не только за возведение многочисленных сооружений, оказавших влияние на местные архитектурные вкусы, но и за обучение буд. архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Среди его обязанностей как архитектора в Малороссии исследователи отмечают и организацию строительных работ различного рода, начиная с заготовки материалов для строительства (Новаковская. 1971. С. 13, 19). По разнообразию и важности выполненных государственных заказов труд А. В. сопоставим с наследием Земцова и И. Ф. Мичурина.

Сыновья А. В. обучались архитектуре в Малороссии у отца; затем старший сын Николай проходил обучение у В. И. Баженова в Москве (1770-1772), младший Александр - в Академии художеств (70-е гг. XVIII в.). Их архитектурные работы остаются невыявленными.

Алексей Васильевич

(далее - Ал. В.) (нач. 30-х гг. XVIII в.- 8 февр. 1772), младший брат А. В., с 1747 г. работал под началом Н. Жирара, Растрелли, с кон. 50-х гг. XVIII в.- С. А. Волкова. С 1757 г. гезель. В 1758 г. он перешел из Канцелярии от строений под начало А. Ф. Виста в Сенат. С 1763 г. до своей кончины он возглавлял архитектурную часть новоучрежденной Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы, с апр. 1763 г. пожалован званием «заархитектор». Ему принадлежит проект планировки центральной части С.-Петербурга, между Невой и Мойкой, Синим мостом и Мошковым пер. (1762, Отд. рисунков ГЭ, см.: Петров. 1961. С. 240), к-рый отличался большей «геометричностью» по сравнению с предыдущим проектом П. М. Еропкина. В 1763 г. Комиссией о каменном строении была опубликована конкурсная программа составления генерального плана С.-Петербурга с целью его дальнейшего благоустройства - первый в России конкурс со строго регламентированными условиями. В процессе работы конкурсной комиссии был создан план реконструкции ансамбля городских площадей, в т. ч. центральной - Дворцовой пл. С.-Петербурга, выполненный Ал. В., к тому времени произведенным в чин архитектора (с мая 1764), и утвержденный 8 февр. 1765 г. По его же плану, одобренному в 1769 г., предусматривалось создание на месте бастионов вокруг здания Адмиралтейства ансамбля соединенных между собой площадей (Там же. С. 258). Ал. В. был автором «образцовых» проектов «обывательских домов» в столице и провинции, по которым осуществлялась рядовая застройка в период раннего классицизма. Работы Ал. В. определили развитие архитектурного центра столицы на последующий период (Петербург и др. новые рос. города. 1995. С. 104, 214, 221). Неосуществленные проекты «команды» Ал. В. сохранились на аксонометрическом плане С.-Петербурга, выполненном П. А. де Сент-Илером.

Во время т. н. городовой реформы имп. Екатерины II Комиссией о каменном строении под рук. Ал. В. были разработаны проекты 24 городов, составлены генеральные планы застройки Астрахани, Ярославля (1768-1769, см.: Там же. С. 268, 269; см. также: ПСЗ. Книга чертежей и рисунков: (Планы городов). Л. 30, 405), Н. Новгорода, Казани (1768) и Твери (после пожара 1768 г., 1768 - 80-е гг. XVIII в., совм. с М. Ф. Казаковым, П. Р. Никитиным), к-рые отличались четкостью градостроительных концепций в духе классицизма и строгой регулярностью, иногда представляющейся совр. исследователям чрезмерной. Комиссия рассматривала также проекты городов Новгородской (Боровичи, Валдай, Тихвин) и Тверской губ. (Вышний Волочёк), городов Белого, Козлова (ныне Мичуринск), Ливен, Тары. Комиссия утвердила планы 11 городов и первые варианты урегулирования планов Дорогобужа, Тобольска, Харькова. В последних по времени проектах комиссия стремилась учитывать исторически сложившиеся планировки центров старых рус. городов.

Из-за недостаточного изучения творчества архитекторов братьев Квасовых возникают трудности в атрибуции проектов, приписываемых им, И. Г. Григоровичу-Барскому и др. их современникам.

Арх.: ЦГИАК. Ф. 51, 54, 57, 269, 763; ЦГИАЛ. Ф. 468, 470, 1399.
Лит.: Горностаев Ф. Ф. Строительство гр. Разумовских в Черниговщине. 1: Козелецкий собор // Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове 1908 г. М., 1911. Т. 2. С. 167-179. Табл. 34-36; Шилков В. Ф. Работы А. В. Квасова и И. Е. Старова по планировке рус. городов // Архитектурное наследство. М.; Л., 1953. Вып. 4. С. 30-34; Петров А. Н. С. И. Чевакинский и др. петербургские мастера // История рус. искусства / Общ. ред.: И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. М., 1960. Т. 5. С. 209-243; Петров А. Н., Зомбе С. А., Сытина Т. М. Градостроительство // Там же. 1961. Т. 6. С. 236-277; Hallström B. H. Russian Architectural Drawings in the Nationalmuseum. Stockholm, 1963. Р. 36, 38, 113, 114; Новаковская Н. П. Материалы о деятельности зодчего Андрея Квасова на Украине // Вопросы совр. строительства и архитектуры: Тр. III конф. молодых ученых-строителей. К., 1964; она же. Нек-рые вопросы деятельности архит. А. В. Квасова (XVIII в.): АКД. Л., 1970; она же. Архитектор А. В. Квасов (XVIII в.): АКД. Л., 1971; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв. М., 1967. С. 56, 59, 91, 94, 101, 182; он же. По равнинам Десны и Сейма. М., 1967. С. 56, 59, 105-117; Логвин Г. Н. По Украïнi: Стародавнi мистецькi пам'ятки. К., 1968; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1983. Т. 1; 1986. Т. 4 (по указ.); Петербург и др. новые рос. города XVIII - 1-й пол. XIX вв. / Общ. ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1995. (Рус. градостроительное искусство); Барышникова Е. Ю. Алексей Квасов // Зодчие С.-Петербурга: XVIII в. СПб., 1997. С. 609-634.
Свящ. Александр Берташ, М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор