Карл Фридрих (1807, Лаутербах под Эльсницем, Саксония - 1888, Рёдлиц под Лихтенштайном, там же), нем. лютеранский библеист ортодоксального направления. Из семьи ремесленников. В 1821 г. К. уехал к дяде в С.-Петербург, чтобы обучаться столярному делу, но по состоянию здоровья не смог заниматься ремеслом и был определен в религиозную школу Петершуле при евангелическо-лютеран. ц. св. ап. Петра. Как способный ученик К. получил стипендию для продолжения обучения на богословском фак-те Дерптского (ныне Тартуского) ун-та. В 1830 г. К. окончил ун-т со степенью кандидата богословия. За соч. «Rationalistae, qui vocantur, veris ecclesiae evangelicae membris adnumerari nequeunt» (Рационалисты, о которых говорят, что они не могут быть причислены к членам истинной евангелической Церкви) К. получил серебряную медаль. Он продолжил образование в Берлине, где слушал лекции Э. В. Генгстенберга. В 1833 г. К. был приглашен в Дерптский ун-т занять кафедру экзегетического богословия. В этом же году была издана 1-я книга К.- Apologetischer Versuch über die Bücher der Chronik und über die Integrität des Buches Ezra (Апологетическое исследование о книгах Паралипоменон и о единстве книги Ездры).
В 1838 г. К. защитил докт. дис. «Apologia Mosaicae traditionis de mundi hominumque originibus exponentis» (Защита Моисеева предания, объясняющего происхождение мира и людей) и получил звание экстраординарного, а с 1839 г. ординарного профессора. В 1841 и 1851-1854 гг. К. был деканом богословского фак-та. В кон. 1858 г. он оставил преподавание и в 1859 г. поселился в Лейпциге, полностью посвятив себя библейской экзегезе. Вместе с Францем Деличем К. написал комментарий на все Свящ. Писание. К. работал преимущественно с книгами ВЗ, охватив Пятикнижие, все исторические книги, книги пророков Иеремии и Даниила, книги малых пророков, а также маккавейские книги. Среди новозаветных книг К. прокомментировал 4 Евангелия, соборные послания апостолов Петра и Иуды и Евреям послание. Строго традиционалистская позиция К. принесла его комментарию популярность среди рус. библеистов. На работы К. ссылаются П. А. Юнгеров, еп. Михаил (Лузин), прот. Николай Елеонский.
К. является автором ряда трудов по археологии библейской: «Der Tempel Salomo's» (Храм Соломона; 1839), «Handbuch der biblischen Archäologie» (Библейская археология; 1858). Последнее сочинение было переведено на рус. язык под ред. А. А. Олесницкого (Руководство к Библейской археологии. К., 1871. Т. 1: Богослужебные отношения израильтян; 1874. Т. 2: Гражданственно-социальные отношения израильтян).