КЕСАРИАНИ
Том XXXII , С. 519-522
опубликовано: 11 апреля 2018г.

КЕСАРИАНИ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Καισαριανῆς], мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, недействующий, принадлежит Кесарианийской, Виронской и Имитской митрополии Элладской Православной Церкви; расположен на юго-зап. склоне горы Имитос в пригороде Афин (Греция).

История монастыря

Одно из местных преданий связывает название К. с именем Юлия Цезаря, который покровительствовал строительству в Афинах, другое - с привезенной из Кесарии иконой, существуют и иные версии столь же легендарного характера. Др. название мон-ря - Сириани (лат. Sancta Syriani) - упоминается в письме папы Римского Иннокентия III (1208).

Мон-рь Кесариани. Рис. Григоровича-Барского. 1745 г.Мон-рь Кесариани. Рис. Григоровича-Барского. 1745 г.

На месте К. существовал языческий храм, видимо посвященный богине Деметре. В монастырском дворе найдена мраморная стела с именами языческих жрецов позднерим. периода (IV в. по Р. Х.), осколки керамики (VIII в. до Р. Х.), фрагменты колонн и капителей. Античный мраморный рельеф с изображением сидящей богини (Реи или Кибелы) вмонтирован в стену визант. здания монастырских бань; отверстие источника в ограде монастыря слева от вост. входа оформлено в виде скульптурной головы барана рим. периода.

Немного выше по склону к юго-западу от К., на вершине, называемой «кладбищем отцов» (Κοιμητήριον τῶν Πατέρων), в результате раскопок найдены фундаменты раннехристианской базилики VI в. и большой 3-нефной базилики Х в. Соборный храм (кафоликон) построен во 2-й пол. или в кон. XI в. (по мнению Х. Бураса, в XII в.).

К. впервые упоминается в 1208 и 1209 гг. в письмах папы Римского Иннокентия III и Афинского митр. Михаила Хониата Акомината. По решению Иннокентия III К. был передан католикам, к-рые пристроили к 3-нефной базилике Х в. ц. ап. Марка (сохр. руины). В XVII в. рядом была построена ц. св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников, архангелов Михаила и Гавриила).

В 1458 г. игумен К. вручил ключи от Афин турецкому султану Мехмеду II. После османского завоевания монастырь был передан православным. В 1678 г. К. был возвращен статус ставропигиального патриаршего монастыря, утраченный в период латинского господства. После осады Афин венецианцами в 1687 г. начался упадок монастыря, в 1716 г. сигиллием К-польского патриарха Иеремии III К. был лишен своих привилегий. Однако в 1778 г. монастырь снова упоминается как ставропигиальный. В 1792 г. по решению К-польского патриарха Неофита VII К. был снова подчинен Афинскому митрополиту.

К. являлся центром просвещения, в нем подвизались ученые монахи Феофан и Иоанн Дорианос (упом. в 1556), игум. Софроний Станицас (упом. в 1572), игум. Иезекииль Стефакис (упом. в 1675), мон. Паисий (Вулисмас) и игум. Иерофей (упом. в 1682). Дидаскал Феофан Кавалларис (впосл. кесарианийский игумен) в 1722-1728 гг. преподавал в 1-й афинской школе, основанной в период османского господства Монемвасийским митр. Григорием Сотирисом.

Мон-рь имел большие владения и подворья в Аттике. Значительную часть доходов приносили оливковые рощи, виноградники и пасеки. Монахи считались хорошими врачами, лечили травами.

В 1821 г. рукописи и документы К. были перевезены в Афинскую митрополию, а в 1822 г.- в монастырь Пресв. Богородицы Фанеромени; большая их часть утрачена в период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. В 1824 г. мон-рь стал личной собственностью правящего архиерея.

В первые годы правления кор. Оттона в К. возродилась монашеская жизнь, была создана женская киновия, но в 1836 г. она была распущена, и мон-рь был закрыт. С 1922 г. К. имеет статус архитектурного памятника. Хотя он принадлежит Кесарианийской, Виронской и Имитской митрополии, но подчиняется Мин-ву культуры. Богослужение совершается раз в год на престольный праздник в день Введения во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.).

Кафоликон

Архитектура

Кафоликон мон-ря Кесариани, Афины. 2-я пол. или кон. XI в.Кафоликон мон-ря Кесариани, Афины. 2-я пол. или кон. XI в.К крестово-купольному 4-колонному кафоликону в поствизантийский период были пристроены однокупольный нартекс (до 1682) и придел прп. Антония Великого (XVI в.?), примыкающий с юж. стороны к нартексу и частично к наосу. Перед полукруглыми изнутри и 3-гранными снаружи апсидами выделены за счет вынесения в наос пространства вим, которые сообщаются между собой проемами и отделяются от наоса мраморным темплоном, составленным из фрагментов раннехрист. базилики. Вимы перекрыты продолжениями сводов вост. компартиментов наоса. В результате наос оказался укороченным, а подкупольный квадрат смещенным к востоку, что позволило ему сохранить центральное положение во внешней композиции кафоликона. Четыре колонны-сполии с ионическими античными капителями возносят систему арок и сводов. Их небольшая высота и изящность гармонируют с компактными пропорциями зала. Все угловые ячейки перекрыты цилиндрическими сводами, выше к-рых на уровне пят сводов рукавов и конхи апсиды проходит тонкая тяга. Парные окна, разделенные колонкой, устроены в апсиде и в люнетах поперечных рукавов. Над парусным переходом высится стройный барабан с 8 проемами. Кафоликон сообщается с нартексом 3 входами с люнетами над мраморными перемычками и имеет входы в торцах поперечных рукавов. Центральная зона нартекса перекрыта широким куполом на парусах, к ней с севера и юга примыкают сводчатые компартименты. Придел прп. Антония Великого - продольно вытянутый сводчатый зал с 3 нишами-апсидами в вост. стене. Вход в него оформлен мраморной перемычкой и люнетом повышенной пропорции. Над западной стеной придела высится 2-ярусная арочная звонница, пристроенная в XIX в. Снаружи строгие прямоугольные объемы основных пространств, 8-гранные барабаны и звонница украшены живописной каменно-кирпичной кладкой и мраморными деталями некоего античного (раннехристианского?) сооружения, в числе которых - проросший крест под аркой на колонках. Стены кафоликона выложены в классической средневизант. манере. Каждый ряд тесаных камней чередуется с рядом плинфы, которая присутствует и в большинстве вертикальных швов между блоками. Арки выложены плинфой.

Фрески

Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в.Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. (Χατζηδάκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. (Ξυγγόπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей (Χατζηδάκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδάκης, Δρακοπούλου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу.

В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий).

Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в.Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в.

На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков.

В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях. Характерны монументальные архитектурные объекты, образующие не столько кулисы, сколько своеобразные знаки античного мира, в к-ром совершается Свящ. история. Богатство архитектурных типов - киворий-балдахин в «Сретении», полигональные и многоэтажные аркады в «Тайной вечере» - создает ощущение особого «историзма», увлеченности авторов росписей образами античного изобразительного искусства и зодчества. Помпезность, нарочитая материальность зданий усилена светотеневой моделировкой архитектурных поверхностей, что напоминает технические приемы западного раннего Ренессанса. В некоторые композиции включены детали зап. происхождения, несколько меняющие традиционные акценты. Напр., в сцене «Рождество Христово» фигура Богоматери располагается в центре и выделена размером, но ее поза изменена: она стоит на коленях перед Младенцем, сложив в молении руки. По другую сторону изображены приближающиеся с дарами волхвы, что превращает эту сцену в сюжет «Поклонение волхвов». Мастера усложняли программу росписей, включая редкие, сложные по богословскому замыслу сюжеты, о чем свидетельствует размещение над традиционной композицией «Причащение апостолов» изображения «Небесной литургии» не только на стене алтарной апсиды, но и на прилегающих стенах вост. рукава подкупольного креста (вимы).

На южной внешней стене кафоликона (после сооружения придела прп. Антония Великого соответственно на северной стене придела) сохранился фрагмент декорации визант. периода - фреска с изображением Божией Матери «Параклисис» (XIV в.), выполненная в провинциальном стиле.

Нартекс расписан в 1682 г. худож. Иоанном Ипатосом с Пелопоннеса на средства афинского архонта Бенизелоса, к-рый укрылся в К. во время эпидемии чумы. Их структура аналогична росписи наоса, в иконографической программе главенствуют сюжеты, прославляющие Христову Жертву, Богоматерь и Церковь. Стиль фресок проще, чем в наосе. Построение композиций, включающих многофигурные сцены, архитектуру и пейзаж, отличается графичностью и плоскостностью, отсутствием той виртуозности в компоновке зданий, элементов пейзажа, любовью к античным деталям, которая характерна для росписей в наосе, возможно послуживших образцом. Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая.

Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г.Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г.

В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена).

Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий).

На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»).

На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне).

В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап. стене нартекса.

Сцена «Введение во храм Пресв. Богородицы», в честь к-рой освящена церковь, повторяется дважды: на внешней стороне зап. стены наоса, в люнете над входом, и на сев. пилоне, около входа в наос. Как почитаемая икона выделена фреска «Вознесение Господне» на юж. пилоне, рядом с входом в наос.

Своеобразной является программа, раскрытая в сюжетах на зап. стене нартекса, вокруг входа в храм. В люнете над дверным проемом помещена редкая композиция - 12 колен Израиля, приносящие дары Скинии завета. На фоне обширного здания с аркой-экседрой (Иерусалимский храм?) в центре изображен покрытый алой с золотым шитьем тканью престол под киворием на тонких колонках. На нем поставлен сосуд, по сторонам к-рого расположены изображения 2 херувимов. Престол сзади закрыт прикрепленной к арке-экседре зеленоватой тканью, отдельно красная пелена повешена позади сосуда; это обилие покровов призвано обозначать прикровенность Святая Святых. К престолу подходят группы людей в царских одеждах, ведомые пророками Моисеем и Аароном в одеяниях первосвященников. Оба кадят перед престолом. Под этой сценой находится надпись с датой росписи храма и именами художника и ктитора. По сторонам дверного проема представлены в рост прп. Зосима в епитрахили и со Св. Дарами (с севера) и прп. Мария Египетская (с юга), символизирующие таинство Евхаристии.

Монастырский комплекс

Прямоугольный в плане монастырский двор обнесен стенами. Вход на территорию мон-ря с запада, с правой стороны от входа вдоль юж. стены расположены помещения с кельями и башня Бенизелоса, с левой стороны вдоль зап. стены - трапезная и примыкающая к ней поварня. В юго-вост. углу ансамбля находится монастырская баня XI в. (строение, представляющее в плане триконх, увенчанный полукруглым куполом). Она была перестроена в османский период и использовалась как маслодавильня (отреставрирована в 1957). Это строение пострадало от землетрясений 1981 и 1999 гг., в наст. время ведутся восстановительные работы.

Примерно в 200 м к юго-западу от К., выше по склону горы, находится парекклисион Вознесения Господня с источником св. воды. К. подчинен мон-рь св. Таксиархов (Астериу), расположенный на склоне Имитоса, в 3,5 км над К., в местности Калопула. Кафоликон типа вписанного креста построен в XI в., фрески выполнены в XVI в. Недействующий, имеет статус архитектурного памятника, служба раз в год на престольный праздник 8 нояб.

Лит.: Hamilton J. A. The Church of Kaisariani in Attica: Its History, Architecture and Mural Paintings. Aberdeen, 1916; Ξυγγόπουλος ᾿Α. Τοιχογραφίαι ἐκκλησιῶν τοῦ ῾Υμηττοῦ: Μονα Θεολόγου κα Καισαριανῆς. ᾿Αθῆναι, 1933; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Καισαριανῆς, Μονή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 187-192; Χατζηδάκη Θ. Τὸ Μοναστήρι τῆς Καισαριανῆς. ᾿Αθῆναι, 1977; Χατζηδάκης Μ., Δρακοπούλου Ε. ´Ελληνες ζωγράφοι μετά την ´Αλωση (1453-1830). Αθήνα, 1997. Τ. 2. Σ. 114, 115; Μπούρας Χ., Μπούρα Λ. ῾Η ῾Ελλαδική ναοδομία κατά τόν 12ο αἰώνα. ᾿Αθήνα, 2002. Σ. 159-162; www.imkby.gr. [электр. ресурс].
О. В. Л., А. Ю. Казарян, М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также