КИДОНИЙСКАЯ И АПОКОРОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXII , С. 636-640
опубликовано: 28 апреля 2018г.

КИДОНИЙСКАЯ И АПОКОРОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κυδωνίας κα ᾿Αποκορώνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата), охватывает сев.-вост. часть нома Ханья; кафедра расположена в г. Ханья, в древности на этом месте находился г. Кидония, основание к-рого древнегреч. мифология связывает с именем царя Миноса или его внука Кидона. Археологические раскопки подтвердили, что город существовал в минойский период. Первое поселение на холме Кастели, возвышающемся над портом, относится к 2900-2600 гг. до Р. Х.

Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в.Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в.

В 524 г. до Р. Х., при тиране Поликрате, самосцы изгнали из Кидонии владевших ею жителей о-ва Закинф, но уже в 520 г. до Р. Х. эгинцы и критяне отвоевали у них этот город. В классический и эллинистический периоды Кидония являлась одним из 3 важнейших критских городов. В 69 г. до Р. Х. она была разрушена римлянами, но при Августе Октавиане была восстановлена и провозглашена свободным городом Римской империи.

В ранневизант. период Кидония являлась епископской кафедрой, подчиненной Гортинской митрополии (архиепископии). Один из пострадавших при имп. Деции (ок. 250 г.) 10 Критских мучеников (пам. 23 дек.), Василид, происходил из Кидонии. Епископ Кидонийский участвовал в Сардикийском Соборе (343) (Mansi. T. 3. Col. 45). В числе архиереев, подписавших в 457/458 г. письмо имп. Льву I, был Сивон Кидонийский (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98). До Трулльского (Пято-Шестого) Собора (691-692) Кидонийские епископы не участвовали во Вселенских Соборах (Mansi. T. 11. Col. 996), что, видимо, было связано с угрозой пиратства и др. опасностями путешествий, а не с отсутствием архиерея на кафедре (Τωμαδάκης. 1957. Σ. 4).

Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв.Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв.

На холме Кастели располагалась большая раннехрист. базилика, на развалинах к-рой впосл. венецианцы построили кафедральный собор Пресв. Богородицы (Дуомо). Ее апсида была обстроена прямоугольными пастофориями, а боковые нефы разделены на 4 парекклисиона. В Мескле рядом с ц. Успения Пресв. Богородицы расположена базилика с мозаичными полами V-VI вв. Между Куфосом и с. Аликианос, на месте ц. Живоносного Источника (или во имя прп. Иоанна Отшельника), находилась базилика нач. VI в., от к-рой сохранились мозаичные полы с изображениями оленей, павлинов и амфор. В Алмириде обнаружены фундаменты 3-нефной базилики 2-й пол. VI в. с поперечным нефом и нартексом, в центральном нефе сохранились мозаики. Раннехристианские базилики также находились в Армени рядом с ц. Пресв. Богородицы, во Врисесе на месте совр. ц. св. Фанурия, в Панохори, где в наст. время построена ц. св. Параскевы. В XV в. близ Вафеса на фундаменте однонефного храма VI в. была возведена ц. св. Бесплотных сил.

В VII в. Кидония считалась 16-м из 22 городов Крита (Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum / Ed. G. Parthey. Berolini, 1866. Р. 14). Критские епископии, входившие в диоцез Иллирик и вместе с ним в церковном отношении подчиненные Риму, в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польского патриарха. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кидонийская епископия занимает 11-е (или 9-е) место среди 12 критских епархий (Darrouzès. Notitiae. Р. 235, 362. N 3, 13) или 7-е место среди 10 епархий (Ibid. Р. 325. N 10).

Во время араб. завоевания Крита (824) Кидония получила название Эль-Ханим (грецизированные формы ᾿Αλχανία, Λαχανέα) и служила одной из важнейших араб. гаваней. По мнению Н. Томадакиса, в этот период на Крите не было епископов, поэтому религ. жизнь пришла в упадок (Τωμαδάκης. 1957. Σ. 6).

Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г.Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г.

В 848-858 и 867-868 гг. игуменом Студийского мон-ря в К-поле был иконопочитатель прп. Николай Студит, уроженец Кидонии (PG. 105. Col. 863-925). После возвращения в 961 г. острова византийцами большую роль в возрождении монашества в зап. части Крита в кон. Х - нач. ХI в. сыграл прп. Иоанн Отшельник (Ксен). Он основал небольшие монастырские центры, которые способствовали развитию образования и просвещения.

В средневизант. период епископская кафедра, по-прежнему именуемая Кидонийской, была перенесена в сел. Агия (῾Αγυιά, ῾Αγιά) (в 9 км от совр. Ханьи), где сохранились руины кафедрального собора Пресв. Богородицы, построенного на развалинах базилики V-VI вв.

Завладевшие в 1204 г. Кидонией генуэзцы построили башню на месте византийской крепости. В 1210 г. Кидония перешла к венецианцам. С 1252 г. началось заселение территории совр. старого города, после основания венецианской крепости это место получило название Канеа (Canea, иногда употреблялась форма Кания (Cania)). Кафедра правосл. архиерея в Агии была занята лат. епископом и до перемещения в Канеа именовалась Агиенской (Agiensis), правосл. паствой управляли протопресвитеры. Рукоположение правосл. духовенства совершалось на Ионических о-вах и на Карпатосе.

В К. и А. м. по сравнению с др. критскими епархиями сохранилось небольшое число христ. средневек. памятников. Наиболее значительные из них руинированная ц. равноапостольных Константина и Елены в Аликамбосе (ок. 1000) на фундаментах разрушенного арабами мон-ря; ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» или во имя прп. Иоанна Отшельника между Куфосом и Аликианосом (ок. 1030, сохр. 2 слоя фресок: росписи XI в. были обнаружены недавно при реставрации, 2-й слой выполнен в 1-й пол. XIV в.); ц. свт. Николая Чудотворца в Кириакоселии (XI в., перестроена в XIII в. и расписана в 40-х гг. XIII в.); ц. Пресв. Богородицы Зервиотиссы в Стилосе (XI-XII вв.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Курнасе (кон. XII в., юж. неф 1230 г., перестроена в XVI-XVII и XIX вв., 3 слоя росписей: кон. XII в., 30-е гг. XIII в., нач. XIV в.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Аликианосе (1243, фрески 1430 г., худож. Павел Провата); двойная ц. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца в Стилосе (XIII и XV вв., фрески ок. 1271-1280 гг. и XV в.); ц. Христа Спасителя в Мескле (расписана в 1303 братьями Феодором и Михаилом Вениерисами); ц. Успения Пресв. Богородицы близ Аликамбоса (фрески ок. 1315 г., худож. Иоанн Пагомен). Построенная венецианцами в Канеа ц. св. Франциска датируется XIV в.

Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги) близ Ханьи, о-в Крит. 1600, 1848–1854, 1863 гг.Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги) близ Ханьи, о-в Крит. 1600, 1848–1854, 1863 гг.

В XVI в. Канеа процветала, был реконструирован торговый порт, оборонительные сооружения спроектированы веронцем Микеле Санмикели.

Среди протопресвитеров Канеа венецианского периода были известны своей образованностью Николай Каввадатос (упом. в 1486), издавший «Битву лягушек с мышами» (ошибочно атрибутированную Гомеру), и Георгий Марафарас-Скордилиос († 1624), переписывавшийся с Александрийским патриархом свт. Мелетием I Пигасом (1590-1601). Скевофилакс Канеа свящ. Захария Марафарас-Скордилиос (не позднее 1529 - после 1564) был писателем, кодикографом, собирателем античных эпиграмм, издателем (сочинения: «Вопросы кардинала Лотарингского Карла де Гиза к грекам в Венеции и ответы на них Захарии Скордилиоса Марафараса», толкование на цитату ап. Павла «Критяне всегда лжецы» (Тит 1. 12), «Собрание, содержащее указания о постах», «Стихи и эпиграммы» и др.). Один из уроженцев Канеа, иером. Георгий Девтереос (Девтеревон) (упом. в 1583), автор 15 слов, писем, диаграмм степеней родства и др., стал ритором Великой ц. в К-поле. Представитель канейского рода Граденигосов Иларион (упом. в 1595, 1607) известен как переписчик рукописей не только в критском монастыре Аркадиу, но и в мон-ре Св. Троицы на о-ве Халки. Из Канеа происходил Иоанн Саитис (XVI в.), автор трактата «Против опресноков», антииудейского полемического сочинения, стихов Мануилу Мурмурианосу и Георгию Карофилису. Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованный Никифор (Хартофилакс) из Канеа († 1628), игум. мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе, дидаскал Патмиады, впосл. митрополит Лаодикийский.

Образованные греки из Канеа связывали свою жизнь с Италией. Одни - с правосл. общиной (напр., Захария Марафарас-Скордилиос стал священником в ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи), другие - с католиками (напр., иезуит Андрей Эудемонояннис (1555-1625), ректор коллегиума св. Афанасия в Риме, автор 16 слов на лат. языке и 3-томного сочинения о правосл. Церкви на греч. языке). Выпускником коллегиума св. Афанасия был уроженец Канеа Иоанн Матфей Кариофилл (1566-1635), местоблюститель Кисамской епископии, а затем униат. архиепископ Иконийский, богослов и филолог, писавший на лат. и греч. языках и издавший множество сочинений. Обучавшийся в 1615-1625 гг. в коллегиуме св. Афанасия житель Канеа Маркос Вретос стал дидаскалом философии и богословия (сохр. его эпиграмма, посвященная Андреасу Прецивалису).

В первые десятилетия XVII в. в Канеа действовала иконописная мастерская, старшим представителем к-рой работал мон. Амвросий Торговец, чьи произведения датируются ок. 1625 г. Его живописная манера оказала влияние на др. членов мастерской - иером. Нила, игум. Филофея (Скуфоса), свящ. Еммануила Скордилиса, Теодороса Пулакиса и Константина Палеокапоса, которые продолжили свою творческую деятельность в Италии, на Ионических о-вах, а также на островах Эгейского м.

Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в.Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в.

В кон. XVI в. представитель знатного греч. рода доктор медицины и философии Иоанн Хартофилакс основал в 3 км от Канеа мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги). В 1-й пол. XVII в. члены др. богатой греч. семьи братья Иеремия, Венедикт и Лаврентий Цангаролосы стали ктиторами крупных мон-рей Гдернетту (Гувернету), Св. Троицы и Гонья.

После захвата в 1645 г. города турками здесь была размещена резиденция паши. Была восстановлена правосл. Кидонийская епископия, которая заняла 4-е место среди 12 критских епархий. Кафедральным собором стала ц. св. Бессребреников. Поскольку Кандия (ныне Ираклио) до 1669 г. оставалась в руках венецианцев, то 1-й митрополит (архиепископ) Крита Неофит Пателарий (1652-1679) пребывал на территории совр. нома Ханья.

Мн. жители Канеа эмигрировали на Ионические о-ва (напр., игум. Венедикт (Цангаролос; † после 1645), автор макаристариев прп. Иоанну Отшельнику и плащанице Пресв. Богородицы) или в Италию. Так, протопр. Канеа Алоизий-Амвросий Граденигос (ок. 1616-1680) после падения города переехал в Венецию, где стал дидаскалом и библиотекарем собора св. Марка и подготовил к печати ряд изданий, в т. ч. трагедию «Эрофила» (1676), а затем был иерокириксом на Закинфе. Филофей (Скуфос; † 1685), игум. мон-ря Хрисопиги, хартофилакс Канеа и иконописец, после захвата города подвизался в мон-ре свт. Афанасия Великого на Закинфе, в 1653 г. стал дидаскалом в Венеции, в 1655-1659 гг. служил священником ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи. Даже занимавший в 1668-1671 гг. К-польскую кафедру уроженец Канеа Мефодий III (Моронис) провел последние годы жизни в Венеции в качестве эпитропа ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи.

Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в.Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в.

Мн. представители младшего поколения эмигрантов из Канеа постепенно отходили от Православия. Так, сын Алоизия-Амвросия Граденигоса Антоний-Афанасий (1647-1674), окончив коллегиум св. Афанасия, стал священником-униатом и монашествовал в Гроттаферрате. Племянник игум. Филофея (Скуфоса) Франгискос Скуфос (1644-1697) также был униат. священником, преподавал в Венеции в Греческой школе (сочинения: «Техника риторики, философии и богословия», «Слова на Рождество св. Иоанна Предтечи», эпиграммы, письма). Василий Цангаролос (1624 - 2-я пол. XVII в.), племянник игум. Иеремии, по окончании коллегиума св. Афанасия служил каноником в церкви в Чивидале-дель-Фриули, являлся членом конгрегации Св. Девы, с 1650 г. профессор Падуанской академии, опубликовал множество слов, историко-археологических исследований и др.

Нек-рые выходцы из Канеа, выросшие в Италии, впосл. занимали церковные должности в К-польском Патриархате и в Дунайских княжествах. Напр., Георгий Майотас, дидаскал в Венеции (с 1692), священник ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи (с 1694) и издатель сочинений Николая Сароса и митр. Максима (Маргуния), впоследствии стал иерокириксом Великой ц. и дидаскалом греч. и лат. языка при дворе валашского господаря св. Константина (Брынковяну; 1688-1714). Он написал «Слово на спасительную страсть Богочеловека» (изд. в 1706), переведенное и на румын. язык.

Духовенство принимало деятельное участие в освободительном движении 1821-1829 гг. Дидаскал сщмч. Каллиник Верриец, иеродиак. Кидонийской епископии, являлся членом «Дружеского общества» и, будучи близким сотрудником сщмч. Каллиника, еп. Кидонийского, вовлек и его в эту орг-цию. В 1821 г., во время национально-освободительной революции, были брошены в тюрьму и подвергнуты пыткам Кидонийский епископ, его диак. Артемий, иеродиак. Каллиник, игумены мон-рей Гдернетту и Гонья и др. представители духовенства (см. в ст. Критские новомученики). Еп. Каллиник умер в заключении, а еп. Мелхиседек (Деспотакис) Кисамский и Каллиник Верриец были повешены на платане в Ханье на пл. Спландзия. Мн. мон-ри и церкви епархии подверглись разорению. Инокини монастыря св. Иоанна Предтечи в Коракьесе были обесчещены и зарезаны турками, обитель сожжена. Только Мустафа-паша, к-рого егип. хедив Мухаммад Али назначил правителем Крита, умиротворил Церковь и разрешил восстановление храмов и мон-рей. В 1831 г. к Кидонийской епископии была присоединена Кисамская. В меньшем масштабе гонения на православных повторились во время протестов против тяжелого налогообложения, центром движения был Мурньес (1833).

В 1851 г. Ханья стала столицей Крита. Положение православных улучшилось после особого указа султана (хатти-хумаюн) от 18 февр. 1856 г., к-рый провозглашал равенство всех вероисповеданий и народностей Османской империи и доступ христиан ко всем должностям.

Когда в 1858 г. Вели-паша потребовал от Кидонийского и Кисамского еп. Каллиста (участника освободительной борьбы 20-х гг. XIX в.) подписать документ, осуждающий антитур. выступления, тот от возмущения получил инсульт и скончался.

Кафедральный собор Введения во храм Пресв. Богородицы (Тримартири), Ханья, о-в Крит. 1861–1862 г.Кафедральный собор Введения во храм Пресв. Богородицы (Тримартири), Ханья, о-в Крит. 1861–1862 г.

В 1855-1860 гг. историк В. Псилакис реорганизовал гимназию Ханьи; в 1860 г. в городе было открыто российское консульство; в 1861-1862 гг. построен кафедральный собор Введения во храм Пресв. Богородицы (Тримартири).

В 1859 г. Кисамская епископия была снова отделена от Кидонийской.

Во время антитур. восстания 1866-1869 гг. Церковь была на стороне повстанцев (Парфений (Перидис, 1810-1903, председатель общего собрания восставших 1866 г.), иером. Парфений (Келаидис, 1830-1905), свящ. Еммануил Касселос). В ходе восстания пострадал нмч. Георгий († 1867) из Аликианоса, сын свящ. Николая Деволиса (или Диволиса).

С назначением в 1881 г. Критским митр. Мелетием (Кавасиласом) на Кидонийскую кафедру Иерофея (Праудакиса), а на Ретимнскую - Дионисия (Кастринояннакиса), не принятых паствой этих епархий, возникла т. н. епископская проблема. Она разрешилась со смертью в 1882 г. митр. Мелетия. Иерофей был переведен на Ретимнскую кафедру, а Дионисий - на Херронисскую.

Большую роль в развитии просвещения сыграло создание в 1892 г. в монастыре Св. Троицы Иеродидаскалиона Крита (церковного училища), в котором получали образование учителя и священнослужители. Впосл. оно было перенесено в монастырь Хрисопиги и переименовано в семинарию, а его выпускниками стали только священники.

Во время антитурецкого восстания 1897-1898 гг. с оружием в руках сражались диаконы Агафангел (Ксирухакис) (впосл. епископ Кидонийский) и Иерофей (Контракис) (впосл. проигумен мон-ря Св. Троицы), Кисамский еп. Дорофей (Клонарис) был избран председателем собрания восставших критян.

Последний Кидонийский архиерей периода османского господства Никифор (Захариадис) не оставил свою кафедру ни при пожаре 1897 г., ни во время антитур. восстания, являясь связующим звеном между Правительством Греции и повстанцами. В результате восстания 1897-1898 гг. Ханья стала столицей автономного гос-ва, созданного на Крите великими державами. После смерти в 1898 г. Критского митр. Тимофея (Кастринояннакиса) возникла проблема замещения кафедры (т. н. митрополичья проблема): революционное правительство отказалось признать избранного в К-поле и получившего султанский берат митр. Евмения (Ксирудакиса). Кидонийский еп. Никифор был лоялен к прибывшему на остров в дек. 1898 г. в качестве верховного комиссара Критского гос-ва принцу Георгию (за исключением конфликта, возникшего из-за героя восстания 1866-1869 гг. архим. Парфения (Келаидиса)). Нестроения прекратились после утверждения в 1900 г. Устава полуавтономной Критской Церкви и подписания соглашения между представителями светской власти и К-польским Патриархатом. По этому уставу к Кидонийской епископии была присоединена Апокоронская епархия. Кидонийская и Апокоронская епископия являлась одной из 7 епархий острова, подчиненных Критскому митрополиту, избираемому Свящ. Синодом К-польской Православной Церкви из 3 критских епископов, предложенных принцем Георгием. 1 дек. 1913 г. Крит объединился с Греческим королевством.

Кафоликон мон-ря Св. Троицы, Ханья, о-в Крит. 1-я пол. XVII в.Кафоликон мон-ря Св. Троицы, Ханья, о-в Крит. 1-я пол. XVII в.

В годы герм. оккупации, в связи с тем что митр. Критский Василий (Маркакис) был вынужден оставить свою кафедру, вся тяжесть взаимоотношений с фашистской администрацией легла на Кидонийского еп. Агафангела, который владел нем. и итал. языками. В 1945 г. он возглавил греч. правительство Зап. Крита.

В 1962 г. Кидонийская и Апокоронская епископия возведена в ранг митрополии. В 1962 г. митрополия организовала приют для девочек «Святой Нектарий». В 1974 г. на п-ове Акротири в Айос-Маттеосе была открыта Критская церковная школа, в 2005 г. переименованная в Общий церковный лицей и церковную гимназию Крита. В 1999 г. был создан Центр социальной поддержки молодежи «Феохаридион». Культурный центр К. и А. м. организовал работу радиоканала «Мартирия», б-ки, школы церковной музыки, благотворительной столовой, лекционного зала. Музеи церковного искусства действуют в мон-рях Хрисопиги, Св. Троицы и Гдернетту.

К 2013 г. в К. и А. м. насчитывалось 109 храмов и служили 123 священника. В епархии действуют 4 муж. монастыря: Гдернетту (имеет подворье вмч. Георгия Победоносца близ Нерокуроса), Св. Троицы, вмч. Георгия Победоносца близ Вамоса, вмч. Георгия Победоносца (Хародия) - и 2 женских: св. Иоанна Предтечи в Коракьесе на п-ове Акротири и Хрисопиги (в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»), к-рому принадлежат подворья св. Елевферия в Мурньесе и св. Кириакии в Варипетро с близлежащим исихастирием Преображения Господня. Летом на принадлежащих митрополии землях устраивается церковный лагерь «Святой Павел».

Епископы Кидонийские: Кидоний (упом. в 343), Сивон (упом. в 457/458), Никита (упом. в 691/692), Мелитон (упом. в 787), Арсений (?), Порфирий (упом. в 1601, по мнению Н. Томадакиса, был поставлен без разрешения венецианцев), Дионисий (ранее 1679, т. к. упом. в этом году в сигиллии патриарха Дионисия IV как бывш. епископ Кидонийский), Геннадий (упом. в 1683), Каллиник (до 1684, т. к. в этом году упом. митр. Критским Никифором (Скотакисом) как бывший епископ Кидонийский), Порфирий (до 1699), Арсений (1699-1705), Ефрем (1706-?), Даниил (после 1706 - до 1714, впосл. митрополит Хиосский), Макарий (Депарис) (1-я пол. или сер. XVIII в., точные даты неизв.), Иоасаф Хиосский (упом. в 1777), Мартиниан (после 1777-1783, с 1780 под отлучением), Герасим (1780 - после 1793), Иоасаф (Павлакис) (упом. в 1805), Дамаскин (1-я четв. XIX в.), сщмч. Каллиник (Сарпакис) (? - 1822).

Епископы Кидонийские и Кисамские: Артемий (1831-1846), Каллист (Финтикис) (1846-1858).

Епископы Кидонийские: Мисаил (Мармаракис или Иоаннидис) (1859-1869), Гавриил (Григоракис) (1869-1881), Иерофей (Праудакис) (1881-1882), Никифор (Захариадис) (1887-1900).

Епископы Кидонийские и Апокоронские: Никифор (Захариадис) (1900-1912), Агафангел (Нинолакис) (1912-1935), Агафангел (Ксирухакис) (1936-1958), Никифор (Синдзанакис) (1959-1962).

Митрополиты Кидонийские и Апокоронские: Никифор (Синдзанакис) (1962-1974), Ириней (Афанасиадис) (1975-2006), Дамаскин (Папаяннакис) (с 2006).

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 235, 325, 362; N 3, 10, 13; Τωμαδάκης Ν. Β. ᾿Επισκοπὴ κα ἐπίσκοποι Κυδωνίας (῾Αγιᾶς, Κυδωνίας (κα Κισάμου) κα ᾿Αποκορώνου) // Κρητικὰ Χρονικά. 1957. Τ. 11. Σ. 1-42; Θορόπουλος Ν. Λ. Κυδωνίας κα ᾿Αποκορώνου, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1081-1083; Fedalto. Hierarchia. P. 544; Παχυγιαννάκης Ε., πρωτοπρ. ῾Ο ἱερὸς κλῆρος τῆς ᾿Εκκλησίας Κρήτης στὴν ᾿Επανάσταση τοῦ 1821. Νεάπολη, 1992r; ᾿Ανδρέας (Νανάκης), μητρ. ῾Ιστορικὴ ἐπισκοπὴ νεώτερης ἐκκλησιαστικῆς ἱστορίας τῆς Κρήτης // Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου νεώτερα ἱστορικά. Θεσσαλονίκη, 2004. Τ. 2. Σ. 177-193; idem. ῾Ο Παρθένιος Κελαϊδῆς κα τὰ τῆς παραιτήσεώς του (1882) ὡς ἐψηφισμένου ἐπισκόπου Κισάμου κα Σελίνου // Ibid. Σ. 197-209; idem. ᾿Αρχιερεῖς τῆς Κρήτης κατὰ τὸν 20ὸ αἰώνα // Ibid. Σ. 229-247; Χαλκιαδάκης ᾿Ε. Γ. Πολιτικὴ κα ᾿Εκκλησία στὴν Αὐτόνομη Κρήτη: Κοινὲς ἐπιδιώξεις κα διαφορετικὲς στρατηγικὲς στὸ πλαίσιο τοῦ Κρητικοῦ Ζητήματος // Κρητικὰ Χρονικά. 2012. Τ. 32. Σ. 231-249; Δίπτυχα. 2013. Σ. 950-956; www.imka.gr [офиц. сайт К. и А. м.].
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также