болг. царь нач. XI в. Под этим именем в Болгарской Православной Церкви как преподобный почитался старший брат болг. царя Самуила.
Древнейшее упоминание Д. Б. содержалось в перечне болг. царей в составе Зографского помянника, переписанного в 1502 г. Оригинал памятника не сохранился, текст известен по копии, сделанной в 1852 г. К. Д. Дмитриевым-Петковичем и опубликованной А. Ф. Гильфердингом (Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 489). В Истории иером. Паисия Хиландарского он стоит 3-м в списке болг. святых. О Д. Б. сообщается, что он добровольно оставил царство брату Самуилу, ушел в мон-рь, жил свято и богоугодно, но недолго, его мощи были извлечены нетленными и перенесены в Охрид (Паисïя Хилендарского îеромонаха Îсторïа славѣноболгарска, собрана и нареждена в лѣто 1762. София, 1914, 2000р). Практически те же сведения сообщает считающаяся независимой от «Истории» Паисия «Iсторia вкратцѣ о Болгарословенском народѣ» и сопровождающий ее перечень «Святии от Българского народа» в списке 1785 г. (Zogr. 263) (Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 628-630, 636, 641).
По поводу источника этих сведений М. Дринов предположил, что иером. Паисий знал ныне не сохранившееся Житие Д. Б. (Дринов М. Исторически прѣглед на Бълг. Църква. Виена, 1869. С. 484). Но В. Златарский пришел к выводу, что источником для иером. Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена, 1741), где оно помещено после изображений святых Симеона Немани и Стефана Первовенчанного. Изображения Д. Б. присутствуют в неск. храмах: в ц. св. Георгия мон-ря Зограф работы Митрофана Зографа (1817), в Рильском мон-ре (1845) и в Троянском мон-ре (1847-1848) работы Захария Зографа (Василев А. Бълг. светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 66-67).
Златарский первым высказал мнение, что Д. Б.- это комитопул Давид, старший брат царя Самуила (Златарски В. История на Бълг. държава през средните векове. София, 19942. Т. 1. Ч. 2. С. 646-647). По свидетельству хроники Иоанна Скилицы и ее дополнениям в т. н. венском списке, сделанным еп. г. Девола Михаилом (XII в.), Давид вместе с братьями боролся за независимость Болгарии, но был убит в начале восстания, в 976 г., что исключает возможность провозглашения его царем (Самуил принял царский титул только в 997, после смерти в визант. плену последнего номинально правившего царя Болгарии Романа). Поминальная кириллическая надпись 993 г. Самуила родителям и брату Давиду из некрополя при ц. св. Германа, построенной близ оз. Преспа, не называет Давида ни царем, ни монахом (Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 23-25; Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие: IX-XIV в. София, 2002/ С. 112). Видимо, он не был канонизирован, а, подобно неск. др. мнимым болг. святым, ошибочно попал в Зографский помянник, а после 1762 г. и в церковный календарь под 26 июня, в день памяти соименного прп. Давида Солунского.