ДАВИД СИРАХ
Том XIII , С. 605-606
опубликовано: 18 ноября 2011г.

ДАВИД СИРАХ

Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ)Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ) иконописец, работавший в 70-х гг. XVI в. на Руси. Его имя упомянуто в пергаменном синодике Троице-Сергиева мон-ря 1575 г. (РГБ. Ф. 178. № 8666. Л. 298). По предположению С. В. Филатова, мастер прибыл с Балкан и впосл. был монахом Троице-Сергиева монастыря (Филатов. С. 228).

Сохранилось 2 подписных произведения Д. С., исполненных в традиц. древнерус. стилистике. Владимирская икона Божией Матери 1570 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ. Инв. 2646. 44×36 см) имеет на обороте надпись крупной вязью: «7079 [1570] м сенте в 6 днь пи...я образъ при великомъ цри Иван Василевич всея Рус блгорс ...мъ (?) и Козанскамъ при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах» (скорее всего, надпись сделана после возведения митр. Антония на Московскую кафедру в 1572). Образ написан на липовой доске с двойным ковчегом, отличается динамичным рисунком с использованием тонкого золотого ассиста (в т. ч. по контурам), личное письмо, близкое по цвету к фону иконы, выполнено плотным коричневым охрением по темно-коричневому санкирю; фигуры плотно вписаны в средник.

Др. икона Д. С.- «Свт. Алексий, митр. Московский» 1577 г., находившаяся в нач. XX в. в ц. св. Иоанна Предтечи Солотчинского мон-ря близ Рязани (РязХМ. Инв. 795-ж. 116×78 см), по-видимому, являлась храмовым образом монастырской деревянной ц. во имя свт. Алексия XVI в. (разобрана в 1-й пол. XIX в.). Святитель представлен фронтально в рост, в орнаментированном саккосе, омофоре и белом клобуке с изображением серафима (деталь облачения Московских митрополитов после Собора 1564 г.), с разведенными в стороны руками - благословляющей десницей и Евангелием на убрусе, фон золотой (до 1941 был закрыт серебряным басменным окладом). На верхней шпонке - аналогичная подпись мастера (в строку): «Псл сию ик[о]ну Двда старецъ Ɨ лт 7085 [1577] м июл 4 днь при великом цри Иване Васильевич всеия Русь при митрополите Антонии Ɨ росеенинъ Сирахъ». Исполнение произведений свидетельствует о Д. С. как о мастере выразительного линейного рисунка, умевшем работать с плоскостными формами в сравнительно темном колорите с акцентом на золотых деталях.

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Надписи ТСЛ. СПб., 1881. С. 177; Олсуфьев Ю. А. Опись икон ТСЛ: Доп. 1. Серг. П., 1922. С. 1-2; Курбатова А. М. Надписи на произведениях иконописи XIV-XVII вв. // Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 83, 90-91; Белоброва О. А. Живопись XVI-XVII вв. // ТСЛ: Худож. памятники. М., 1968. С. 97. Рис. 114; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея: Кат. М., 1977. С. 110. Кат. 165; Филатов С. В. Две иконы Давида Сираха // ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 222-229; Ряз. обл. худож. музей: Рус. искусство XV - нач. XX в.: Кат. / Сост.: Т. П. Щеглова. Л., 1982. С. 13; Искусство Рязанских земель: Кат. М., 1993. С. 21, 49. Кат. 14. Ил. 30; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 621.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВСТАФИЙ (Головкин Евфимий Дмитриевич; † 1602/03), мон. Троице-Сергиева мон-ря, иконописец
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
  • АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
  • АВРААМИЙ (Подлесов Андрей; 2-я пол. XVI в. - 1646), келарь Троице-Сергиева монастыря
  • АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.