ДАНИИЛ
Том XIV , С. 78-79
опубликовано: 19 января 2012г.

ДАНИИЛ

(† после 1653, Астрахань), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества. По-видимому, Д. вышел из среды провинциального духовенства. Примерно с сер. 40-х гг. XVII в. служил в Москве, стал членом ревнителей благочестия кружка, возглавляемого настоятелем кремлевского Благовещенского собора и духовником царя Алексея Михайловича протопопом Стефаном Вонифатьевым. Члены кружка добивались устранения нарушений в богослужении (в первую очередь «многогласия», т. е. одновременного совершения неск. чинопоследований), введения проповеди после богослужения, повышения нравственного уровня духовенства. Д. сблизился с участниками кружка - настоятелем Казанского собора на Красной пл. Иоанном Нероновым, позднее с протопопом Аввакумом.

Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове)Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове)

По-видимому, в нач. 1649 г. Д. был назначен настоятелем Успенского собора в Костроме (собор, возведенный в сер. XVI в. в камне взамен деревянного, находился в Костромском кремле, в соборе пребывала особо чтимая первыми царями из династии Романовых главная святыня Костромы - Феодоровская икона Божией Матери) и тогда же Д. был возведен в сан протопопа. Предположительно назначение в Кострому, почитаемую как «колыбель царской династии», состоялось благодаря поддержке кружка Вонифатьева. В Костроме Д. активно взялся за претворение в жизнь идеалов ревнителей благочестия. В проповедях в Успенском соборе он обличал пьянство и безнравственность среди мирян и духовенства, активно выступал против любимых народом скоморохов; по распоряжению настоятеля время от времени под замок в палату под собором сажали - «в смиренье» - нарушителей общественного порядка (в основном пьяных).

Как и чуть позже протопоп Аввакум в г. Юрьевце, Д. пытался бороться с общественными пороками чрезмерно круто, не считаясь с укоренившимися обычаями. В 1652 г., во время масленицы и Великого поста, по настоянию Д. в Костроме были закрыты все кабаки, что вызвало резкое недовольство значительной части горожан и жителей окрестных селений. Властные действия Д. были причиной неприязни к нему со стороны главы местной администрации воеводы Ю. М. Аксакова. 25 мая 1652 г., во время ссоры с крестьянами из с. Лыскова (совр. Нижегородская обл.) - «Куземкой Васильевым с товарищи»,- Д. был жестоко избит неподалеку от двора воеводы, не пожелавшего вступиться за священника (причиной ссоры было то, что крестьяне, плывшие вверх по Волге, во время остановки в Костроме ночью пели песни, протопоп же пытался их «унимать»). Д. приказал сторожу Успенского собора ударить в колокол, чтобы собрать горожан на помощь себе. Однако ни воевода, ни костромичи не захотели защитить настоятеля своего собора, избиваемого приезжими людьми. В кон. мая 1652 г. произошел инцидент, после к-рого Д. был вынужден покинуть город. 26 или 27 мая протопоп посадил в палату под собором 3 нарушителей (вероятно, жителей пригородного с. Селище, ныне вошедшего в черту Костромы). 28 мая в кремль пришла большая толпа крестьян из сел Селище и Минское, принадлежавших в то время боярину Г. И. Морозову (мужу Ф. П. Морозовой - буд. поборнице старообрядчества). Толпа, в к-рой было много пьяных, сбив замок, освободила узников. Мятежники избили неск. сторонников протопопа, искали и Д., к-рый, спасая свою жизнь, сначала укрылся в соборе, затем 2 дня жил в находящемся в кремле Крестовоздвиженском мон-ре. Во время бесчинств воевода, двор которого находился вблизи от собора, также не принял мер к восстановлению порядка.

В первых числах июня Д. покинул Кострому и отправился в Москву. (Изгнанный из Юрьевца и направлявшийся в Москву Аввакум 1-3 июня находился в Костроме и позднее писал в своем Житии об изгнании оттуда Д.) Прибыв в столицу, Д. подал на имя царя челобитную с описанием событий в Костроме. По этой челобитной стольнику В. М. Еропкину было поручено произвести в Костроме и уезде следствие, материалы к-рого свидетельствуют о недовольстве настоятелем собора большей части костромичей и жителей окрестных селений.

Накануне Великого поста, в 20-х числах февр. 1653 г., незадолго до этого возведенный на Патриарший престол Никон разослал по московским церквам «Память», в которой предписывалось изменение количества поклонов во время великопостного богослужения и замена двуперстного сложения для крестного знамения троеперстным. По решению кружка боголюбцев в кон. февр. 1653 г. Аввакум и Д. написали протестующую челобитную - «О сложении перст и о поклонех», которую подали царю Алексею Михайловичу (челобитная не сохр.). 4 авг. 1653 г. в Москве был арестован и вскоре сослан в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Иоанн Неронов - один из главных противников богослужебных нововведений. Аввакум и Д. вновь подали царю челобитную, протестуя против ареста Неронова. Через неск. дней Аввакума арестовали и сослали в Сибирь. Тогда же, видимо в кон. авг., был схвачен и Д.; по свидетельству Аввакума, арест произошел «в монастыре за Тверскими вороты». По приказу патриарха Д. был лишен сана и отправлен в Чудов мон-рь «в хлебню». Затем Д. сослали в Астрахань, где заключили в земляную тюрьму, в к-рой он вскоре скончался. Место его погребения неизвестно.

Со времени начала церковного раскола в сер. XVII в. Д. наряду с Аввакумом, Морозовой, Коломенским еп. Павлом почитался старообрядцами как мученик. Последний до Октябрьской революции Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), состоявшийся на Рогожском кладбище в Москве, 31 мая 1917 г. постановил прославить Д. в числе др. мучеников раннего старообрядчества (пам. 3 сент.). Службу Д. составил старообрядческий Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий (Усов; впосл. митрополит Белокриницкий).

Первая икона Д. была написана в 2003 г. для старообрядческой ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове Красносельского р-на Костромской обл. (иконописец И. В. Никольская). На ней изображенный во весь рост Д. благословляет Кострому, осененную Феодоровской иконой Божией Матери.

Ист.: Денисов С. Виноград российский. М., 1906. Л. 16-16 об.; Житие протопопа Аввакума // ПЛДР. XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 353-359; Освященный собор // Слово Церкви. 1917. № 24. С. 443; К вопр. о прославлении старообрядческих мучеников // Там же. № 25. С. 461.
Лит.: Островский П. Ф., свящ. Ист. описание костромского Успенского кафедр. собора. М., 1855. С. 158; Диев М. Я., прот. Рецензия на соч.: Лаговский Е. описание посада Б. Соли // Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 178-179; Грандилевский Л. Противоцерковное раскольническое движение в г. Костроме в 1652 г. // Костромские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. № 16. С. 404-408; Романовский С. Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии // Там же. 1905. Ч. неофиц. № 4. С. 172-173; Введенский С. Костромской протопоп Даниил: Очерк из истории раскола в первое время его существования // БВ. 1913. № 4. С. 844-854; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995р. С. 111, 134, 137-139, 209, 214-215, 234; Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 39, 43, 414.
Н. А. Зонтиков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
  • АВРААМИЙ (Афанасий; † 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен)
  • АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки
  • АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия